РЕДКАЯ удача выпала тем, кто оказался вчера на территории судоремонтного завода "Звездочка". Гигантский стальной кит водоизмещением более 18 тысяч тонн и 167 метров в длину застыл на транспортной "сороконожке", подставив восхищенным взорам, фото- и телеобъективам свои обрезиненные бока, за которыми два ядерных реактора и 16 ракетных шахт. После ремонта и модернизации выведен из эллинга и подготовлен к спуску на воду подводный крейсер стратегического назначения К-114 "Тула".
Ракетоносцы проекта 667 БДРМ, к которому принадлежит "Тула", образуют костяк морской составляющей в триаде стратегических ядерных сил России. Построенные на Севмашпредприятии в конце 80-х - начале 90-х годов семь кораблей этой серии предназначались для несения боевого дежурства в арктических морях - в том числе подо льдом. Их отличительная особенность - высокая подводная скрытность.
Все корабли этого проекта приписаны к 3-й флотилии Северного флота и базируются в бухте Ягельная в Гаджиево. "Тула" - уже третья АПЛ из этого семейства, что обрели в цехах "Звездочки" вторую жизнь. Ранее здесь прошли ремонт и модернизацию подводные лодки "Верхотурье" и "Екатеринбург". Сейчас настала очередь их младшего (по времени постройки) брата - К-117 "Брянск", он уже занял свое место в эллинге.
Вселяет оптимизм то обстоятельство, что время нахождения боевых кораблей в стенах судоремонтного предприятия в последние годы стало сокращаться. В сравнении с "Екатеринбургом" срок вынужденного заточения "Тулы" сократился на два года. А качество ремонта и глубина произведенных усовершенствований, как уверяют заводчане, ничуть не пострадали. Во всяком случае Валерий Ганноха, руководитель всех работ на "Туле", за это ручается. Как и его старший товарищ, ответственный сдатчик, ветеран "Звездочки" Леонид Абрамов, на счету которого более десяти подводных лодок, возвращенных в строй. Орден "За морские заслуги" под N9, который он получил вчера, - награда заслуженная.
Кроме самой "Звездочки", еще около сотни предприятий и КБ России могут считать себя причастными к возрождению "стратега": на нем внедрено почти сто новшеств, серьезно улучшивших тактико-технические возможности корабля. По информации из неофициальных источников, РПКСН "Тула" получил модернизированный ракетный комплекс - да и было бы странно выходить в море после ремонта и модернизации со старым "самоваром"...
Со слов генерального директора ФГУП МП "Звездочка" Hиколая Калистратова, после спуска АПЛ на воду - ожидается 11 мая - будут проведены швартовые и ходовые испытания. К концу 2004 года корабль, согласно плану, должен возвратиться в боевой состав Северного флота. Как стало известно, принимать его из ремонта и перегонять к месту постоянной дислокации поручено экипажу под командованием капитана 1-го ранга Юрия Колосова.