Блокадная книга Йожефа Балинта

Все вопросы, почему и как, что вдруг заставило венгра писать о ленинградской блокаде спустя столько лет после событий, отпали сразу же после личной встречи с автором. Оказалось, что Йожеф Балинт практически всю свою сознательную жизнь так или иначе связан с Ленинградом-Петербургом, куда он впервые попал молодым человеком еще в далеком 1948-м году. В тот год первая группа студентов из Венгрии в составе 100 человек прибыла на учебу в СССР и разъехалась по разным городам. Из них 20 человек попали в город на Неве, который только-только пережил страшную блокаду. Среди двадцати ленинградских венгров был и 18-летний Йожеф родом из пограничной с СССР области Сабольч-Сатмар. Ему предстояло учиться в экономическом университете.

- Если все же попытаться ответить на вопрос, как вызревала эта книга о ленинградской блокаде, то надо вернуться даже не к годам юности, проведенным в послевоенном Ленинграде, - рассказывает Йожеф Балинт, - а к военному детству, прошедшему на железнодорожной станции под Ниредьхазой, что на границе с СССР. Помню проходящие эшелоны с советскими военнопленными, партизанами, каких-то северокавказцев в немецкой форме. Как-то отец Йожефа - железнодорожник - при виде изможденных советских солдат-военнопленных спросит вслух: "Почему же они так отчаянно воюют, если им там, как говорят, так плохо живется?" Никто не знал - почему? Окончилась война, а вопросов осталось много и по сей день. В какой-то мере книга о блокаде Ленинграда - это его попытка ответить на них.

К тому времени, когда у Йожефа окончательно созрела идея блокадной книги, он уже лет 15 как был на заслуженной пенсии. Став к концу своей профессиональной карьеры председателем венгерского Центрального статистического управления в ранге госсекретаря, он на всю жизнь сохранил приверженность к документам и фактам. На этом и решил построить свою документальную книгу. Консультировать работу Балинта любезно согласился крупнейший российский специалист по этой теме - доктор исторических наук лауреат Госпремии СССР Андрей Ростиславович Дзенискевич.

Изучив всю существующую литературу о блокаде Ленинграда, Балинт, по его словам, столкнулся с тем, что многие вопросы в этой истории до сих пор как бы находятся в тени. Скажем, "финская тема", роль финских войск в блокаде. В послевоенные годы, по известным причинам, эту тему старались особенно не выпячивать, а между тем в блокаде города принимали участие чуть ли не 20 финских дивизий, почти 360 тысяч человек. Впрочем, кто только не воевал на ленинградском направлении на стороне немцев: и голландцы (легион "Фландрия"), и бельгийцы, и испанская дивизия, и эстонцы, и латыши. Кто сегодня об этом помнит? А кто помнит, что вскоре после перемирия с Финляндией СССР стал поставлять туда зерно (25 тысяч тонн), хотя свое население голодало и в голодном Ленинграде даже было серьезное недовольство по этому поводу?

Одним словом, материалов для книги Йожефу Балинту хватило с избытком. Получилось что-то вроде блокадной энциклопедии.

Йожеф Балинт ответил на услышанный в детстве вопрос: почему русские так воюют? В отдельной главе своей книги "Что защищали ленинградцы?" он пишет: "Они защищали, конечно, не идеологическую "колыбель революции", уничтожившую историческую Россию, и не "город Ильича". Вся русская история держится на ратных подвигах защитников Отечества в осадах и блокадах, будь то татаро-монгольские осады Москвы, польские осады Смоленска, ливонские блокады Пскова... Ленинградская блокада из этого же ряда".