Новости

12.05.2004 01:40
Рубрика: Общество

Я умер в детстве

Параджанов на Каннском фестивале

Нет их даже в программе студенческих киноработ Cinefondation, где председателем жюри Никита Михалков. Обычно студенты наших киношкол не просто принимают участие в состязании, но и нередко побеждают. В этом году на учебных студиях России не оказалось фильмов, достойных попасть в конкурс крупнейшего киносмотра Европы. Международный триумф "Возвращения", увы, так и не стал началом новой международной славы нашего кино.

Поэтому на нынешний фестиваль едешь со смешанным чувством ожидания и разочарования. Конечно, предстоит посмотреть много мировых сенсаций и наверняка сделать для себя новые открытия, на которые горазд Каннский фестиваль. Но ощущение такое, словно поехал на футбольный чемпионат, куда нашу команду не пустили: наслаждаться есть чем - болеть не за кого.

Единственная лента из России, отобранная для информационного показа, - "Я умер в детстве". Она посвящена памяти Сергея Параджанова, дань 80-летию выдающегося мастера поэтического кино. Ее снял племянник режиссера Георгий Параджанов на студии "Параджаноф-фильм". Автор фильма и носитель громкой фамилии уже и сам широко известен по пронзительной картине "Я - Чайка", где он рассказал о скрытой от публики трагической судьбе русской актрисы Валентины Караваевой, звезды популярнейшего в середине века фильма "Машенька". Там Георгий Параджанов продемонстрировал умение использовать документальный материал так, что он становится элементом художественного рассказа. Картина была показана на фестивалях в Венеции и Амстердаме, получила золотой приз имени братьев Люмьер "За возвращение кинообраза".

В своей новой работе он опять обращается к трагической судьбе художника. Тему картины определяет так: расплата за гениальность.

Племянник получил возможность тесно общаться с собственным дядей, когда после четырех лет тюрьмы тот был лишен права вернуться в Киев и переехал в Тбилиси, где 12 лет жил в семье старшей сестры Анны. В этом доме бывали Феллини, Тарковский, Плисецкая, Высоцкий, Ахмадулина, Франсуаза Саган.

- Природа гениальности - это природа пророчества, - говорит Георгий Параджанов. - А пророки неизменно страдают за то, что высказывают мысли, предвещающие перемены. Идет ли речь об искусстве или о политике, они показывают, что в мире могут быть другие законы кроме ныне существующих. В этом смысле каждое художественное произведение - если говорить об истинном художнике! - это исповедь и пророчество. В нашей картине очень много внимания уделяется времени, которое Сергей Параджанов провел в тюрьме. 15 лет он не мог работать. Находился в изоляции от мира, в нечеловеческих условиях. Каждый день он переживал как последний, поэтому в каждом слове своих писем он исповедуется. И главное - он всех любит, даже тех, кто пытается его уничтожить. Он безумно любил жизнь. И в условиях советского лагеря он творил - делал коллажи, картины. Он называл их "мои спрессованные фильмы". Именно в тюрьме Параджанов стал великим Художником. Андрею Тарковскому он однажды сказал: "Я желаю тебе посидеть в советской тюрьме хотя бы год, чтобы стать настоящим гением". Последний фильм Сергея Параджанова, который он не успел закончить, назывался "Исповедь". Я считаю, что истинный автор фильма - сам Сергей Параджанов. Я не старался нарочно подражать манере Сергея. Но многие, кто посмотрел фильм, говорят, что фильм снят так, как будто режиссер - именно он.

Фильм о Сергее Параджанове будет показан в одном из главных фестивальных залов "Буньюэль" под самый занавес киноконкурса - 21 мая.

Общество Ежедневник Образ жизни Культура Кино и ТВ 57-й Каннский кинофестиваль