12.05.2004 02:00
Поделиться

Корпоративный эгоизм

В апреле большой шум наделал доклад Всемирного банка, который обозначил 23 группы, контролирующие треть промышленного производства России. Но по нашему законодательству они монополистами не являются, хотя в США и Евросоюзе с ними уже разобрались бы. Антитрестовские меры, предпринимаемые в Америке с начала прошлого века, гораздо эффективнее имеющихся в распоряжении российского руководства спустя сто лет. Достаточно сказать, что за новейшую историю страны была начата всего одна антимонопольная процедура, продолжающаяся вот уже десять месяцев.

- За последнее время в хозяйственной практике проявилось корпоративное установление цен, что однотипно с монополизацией рынка либо отдельных его фрагментов, - считает президент Торгово-промышленной палаты России академик Евгений Примаков. - Корпоративные цены препятствуют свободной конкуренции, приводят к общему подъему цен и больно бьют по конечному потребителю, который расплачивается за уже многократно подорожавшие товары и услуги. Россия приняла правила рыночной игры. Речи нет о государственных функциях ценообразования. Но одним из рыночных правил является обязанность власти создать условия, исключающие любую форму монополизации рынка.

Монополии второго порядка действуют в лесном комплексе, промышленности стройматериалов, химии, металлургии и других отраслях. Занимавшая один из ключевых постов в прежнем антимонопольном ведомстве Наталья Фонарева опять-таки указывает на недооценку мирового опыта, разрушительных последствий монополизации для экономик разных стран.

- Для меня не понятен спор вокруг того, что выгодно, что не выгодно отрасли. Такой подход приводит к нарушению всего воспроизводственного цикла, кризису, спаду, стагнации, разрушению экономики. Считаю демагогическим приемом ссылки на мировой уровень во внутреннем ценообразовании. Потребитель-то наш по доходам отличается от германского или венгерского, японского или южно-корейского. А ведь именно по росту благосостояния населения оценивается дееспособность руководства страны. Механизмы противодействия монополиям есть: либо прямое изъятие сверхприбыли в бюджет, либо экспортные пошлины.

"Сегодня ценовые пропорции в российской экономике таковы, что низкие цены на продукцию (услуги) естественных монополий и первичные энергоресурсы трансформировались в конкурентные преимущества лишь отраслей промежуточного спроса. Разрыв в ценах между отраслями промежуточного и конечного спроса столь велик, что их можно охарактеризовать как запретительные для развития и существования многих производств, ориентированных на конечного потребителя, - говорится в подготовленном Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН докладе "Проблемы ценовых пропорций в экономике России".

Величина доходов на капитал в промежуточных отраслях в настоящее время оказалась выше, чем в отраслях конечного спроса, в 3-7 раз. Учитывая специфику взаимоотношений отраслей промежуточного спроса с отраслями - поставщиками ресурсов и потребителями их продукции внутри страны, отрасли промежуточного спроса можно определить как монополии второго порядка. К этим монополиям, так же, как и к естественным монополиям первого порядка, в интересах развития национальной экономики должен быть применен механизм государственного регулирования цен.

Авторы доклада академик Виктор Ивантер, доктора экономических наук Марат Узяков и Игорь Буданов в качестве примера эффективной ценовой политики государства приводят результаты государственного регулирования и ограничения роста тарифов на продукцию естественных монополий в 1998-2000 годах. Тогда рост цен в отраслях - естественных монополистах существенно отставал от роста цен в экономике в целом. В результате существенно снизились издержки во всех отраслях народного хозяйства и как следствие возросли доходы предприятий, возникла возможность не только для нормального финансирования текущего производственного процесса, но и для накопления. При этом необходимо подчеркнуть, что изменение ценовых соотношений сказалось на динамике производства не сразу, а с определенным лагом - примерно в один год. Таким образом, относительное снижение цен в отраслях-монополистах явилось существенным фактором промышленного подъема в 1999 году. Еще большее снижение относительных цен на продукцию данных отраслей предопределило ускорение экономической динамики в 2000 году. При этом начиная с 2000 года рост цен в отраслях-монополистах начинает обгонять средний рост цен по промышленности.

В настоящее время относительные цены на продукцию естественных монополий приблизились к пропорциям 1997 года. Тем не менее они по-прежнему остаются существенно ниже уровня цен рынков развитых стран и сохраняют свою стимулирующую роль для внутреннего производства.

В докладе отмечается, что цены на топливно-энергетические ресурсы, а также на транспортные услуги, остающиеся ниже уровня цен мировых рынков, создают естественные конкурентные преимущества для всей российской экономики. В то же время эффект относительно низких цен на продукцию монополистов для экономики в значительной степени реализуется опосредованно, через отрасли-производители продукции промежуточного потребления. Доля этого сектора экономики в затратах других отраслей весьма существенна, в особенности для фондосоздающих отраслей (машиностроения и строительства). Эффективность конечных производств практически полностью определяется ценовой политикой предприятий отраслей промежуточного потребления, аккумулирующих в настоящее время доходы от относительно низких цен на продукцию базовых отраслей. Поскольку цены на продукцию отраслей потребления никоим образом не регулируются, эти отрасли имеют возможность устанавливать цены на свою продукцию вне зависимости от того, по каким ценам они приобрели ресурсы и услуги отраслей-монополистов.

По оценке академика В. Ивантера экономика России по характеристикам своего развития существенно уступает передовым экономикам мира и может быть отнесена к экономикам индустриальных стран. Как и в большинстве стран такого типа, средний уровень цен в России значительно ниже мировых. Такое положение является, с одной стороны, следствием относительно низкого уровня экономического развития и низких доходов, а с другой - условием более или менее нормального развития. Общий масштаб различий внутренних и мировых цен естественно определить, используя результаты международных сопоставлений по оценке покупательной способности валют. Для России по итогам 2003 года этот разрыв оценивается в 2,9 раза. В определенном смысле здесь прослеживается естественное конкурентное преимущество российской экономики. В то же время следует признать, что сложившиеся в последнее время ценовые пропорции таковы, что естественные преимущества всей российской экономики трансформировались в конкурентные преимущества, прежде всего, отраслей промежуточного спроса, таких, как черная и цветная металлургия, химия, лесная промышленность и промышленность строительных материалов. Подавляющая часть продукции этих отраслей имеет цены, близкие к мировым или превышающие этот уровень. В итоге средний разрыв в ценах между отраслями промежуточного и конечного спроса столь велик, что во многих случаях их можно охарактеризовать как запретительные не только для развития, но и для самого существования в стране многих производств, ориентированных на конечного потребителя.

По оценкам ИНП РАН без выхода на 12-15-процентный годовой рост инвестиций невозможно обеспечить 7-8 процентов роста экономики, необходимого для решения целевой задачи по удвоению ВВП к 2010 году. Такой рост инвестиций должен опираться на развитие отечественного инвестиционного машиностроения. Между тем в последние годы, когда экономика России демонстрирует впечатляющие темпы, производство продукции во многих отраслях машиностроения уменьшилось. В частности, в 2002-2003 годах продолжало сокращаться производство в подшипниковой промышленности, металлургическом, подъемно-транспортном, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Объемы производства в станкостроении остаются на уровне около 80 процентов от 2000 года.

Предприниматели и ученые предлагают ввести регулирование скорости изменения цен во всех секторах экономики. Не может считаться допустимой ситуация, когда в течение нескольких дней или даже нескольких месяцев цены на те или иные ресурсы изменяются в разы. Необходимо ввести предельный норматив опережения роста цен по отношению к динамике индекса потребительских цен или индекса цен производителя.

Может дать положительный эффект система косвенного регулирования цен на продукцию промежуточного потребления посредством ограничения уровня рентабельности. Анализ показывает, что в современных условиях достаточно гибким ограничением на уровень рентабельности может быть требование, не допускающее более чем полуторократнoe превышение средней рентабельности по промышленности. Такого рода ограничение должно действовать только для продукции первичных переделов отраслей промежуточного спроса.

В проекте Сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года подчеркивается необходимость "выравнивания нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых отраслях путем перераспределения фискальной нагрузки" с тем, чтобы "приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми отраслями". В этой связи важно законодательным путем определить понятие "монополии второго порядка", разработать методику оценки величины их сверхдохода, законодательно оформить налоговое изъятие монопольного сверхдохода в пользу государства.

Иллюстрация: