Так, на днях в Британии на аукционных торгах выставляется очень увесистый в своей родовитости титул барона Брэмарского - один из самых престижных титулов в Шотландии. Почем эдакое знатное баронство? Аукционеры ожидают, что за сей титул дадут порядка миллиона фунта стерлингов. А вот кто именно окажется новым бароном Брэмарским - сказать трудно, потому как жаждущие тянут руки со всех стран и континетов, включая и наше Отечество. В британских СМИ последних лет уже неоднократно сообщалось о том, что среди скупщиков шотландских и ирландских аристократических титулов значатся российские граждане. А посему каталоги, предлагающие широкий выбор дворянских гербов и "ветхой собственности", уже давно распространяются в Москве среди потенциальных клиентов. Преимущественно это люди бизнеса - банкиры, предприниматели, но есть и государственные служащие. Так "Санди таймс" со ссылкой на российского "титульного" брокера Романа Саркисова сообщала в свое время, что среди потенциальных покупателей титулов британской аристократии значатся два депутата Государственной Думы. Зачем народным избранникам баронский титул, не совсем ясно, ибо от комментариев на сей счет они воздержались, тогда как молодой московский банкир Дмитрий считает, что пришло время менять имидж и что титул шотландского дворянина придаст ему солидности в глазах деловых партнеров и клиентов.
А что, кроме имиджа, получают с приобретением титула "красные бароны"? Честно говоря, не слишком много. Например, право носить баронскую мантию, а также в отдельных случаях - право ловить рыбку в водоемах своих владений. Само по себе владение может быть продано вместе с титулом, а может - и нет. Но порядком облупившийся, как правило, замок - приобретение незавидное, ибо представляет собой развалюху с давно не латанной крышей, прогнившими полами и покосившимся парадным подъездом. А деньги на приведение в божеский вид требуются просто огромные, исчисляющиеся цифрами с шестью нулями.
Став бароном, новоявленный российский аристократ получит членство в Британском обществе владельцев поместий, насчитывающем в своих рядах 1600 человек, и сможет участвовать в его ежегодных дворянских собраниях в городе Оксфорде. Еще можно получить доступ в кулуары британского парламента, где в клубной обстановке угоститься виски или чашечкой чаю с молоком и "родным" отныне шотландским печеньицем "шортбрэд". Правда, в Палату лордов нашего эдакого "барона Горшкова-Брэмарского" не пригласят и звание пожизненного пэра Англии не пожалуют, ибо подобной чести удостаиваются либо лорды по рождению, либо те, кто получил титул за особые выдающиеся заслуги перед страной (имеется в виду - перед Британией). И хотя Ее Величество не одиножды удостаивала чести возведения в рыцарский сан - иначе говоря, жаловала дворянство - и гражданам иностранным, россиян Елизавета II шпагой по голове еще ни разу не била. А именно таков красивый древний обычай "посвящения".
Впрочем, не все так уж жаждут этого самого лордства. Очень продвинутые по части гражданской уравниловки государства - такие, как Соединенные Штаты Америки, над сословными предрассудками старушки Британии смеются. Титул, полученный американским гражданином в Англии или Шотландии, запрещен к ввозу в США как какой-нибудь наркосодержащий препарат или превышающий квоту алкоголь. В Америке все граждане равны, разве что некоторые, как говорил незабвенный Оруэлл, еще равнее. Поэтому когда Ее Величество Королева английская жалует за особые заслуги дворянским титулом американцев, к примеру, Билла Гейтса или Стивена Спилберга, это означает, что именовать себя сэрами они могут, только находясь за пределами собственной страны. А как быть на сей счет с нашими шотландскими баронами? Можно ли приветствовать их во всем подобающем величии, согласно купленному ими титулу: "Хау ду ю ду, милорд Иванов?"