14.05.2004 03:00
    Поделиться

    Политологи о чеченском кризисе

    Проблема оказалась намного шире, сложнее и запутаннее тех, которые привыкли обсуждать члены клуба. Ход дискуссии и мысли, высказанные экспертами, надежд на скорое разрешение политического и властного тупика в Чечне не оставляют: центральной власти придется выбирать из множества зол одно наименьшее.

    Бессменный председатель клуба Марк Урнов в начале заседания попросил выступающих больше внимания уделять краткосрочным и долгосрочным планам развития ситуации в республике. Однако большая часть встречи свелась к уяснению расстановки сил в Чечне, которая и до 9 мая была мало понятной широкому кругу россиян. Генеральный директор центра политических технологий Игорь Бунин заявил, что альтернативы политике дальнейшей чеченизации республики нет. То есть следующим главой республики станет чеченец из клана Кадырова, но не его сын Рамзан. Как считает Бунин, кандидатуру лидера определят в Москве и сделают все, чтобы тот выиграл выборы. Очевидный минус такого варианта по Бунину - внутренние противоречия внутри "коллективного Кадырова", способные свести на нет все усилия центра.

    Концептуально иной взгляд на проблему представил собравшимся политолог Андрей Пионтковский. Он предложил изменить сам подход к решению чеченской проблемы.

    - В течение десяти лет Россия пытается убедить чеченцев, что они ее граждане. Но методы, которыми она это делает, - исключительно силовые и противоречат заявленной цели. Это война, которую не выиграть собственно военными методами. Это война за умы и сердца чеченцев, которую мы пока проигрываем, - заявил политолог.

    Пионтковский назвал порочной практику, когда усмирение мятежного субъекта Федерации фактически проводится силами самой сильной местной военной группировки, наделенной для этого властными полномочиями. "Нам не нужны военные формирования на территории Чечни. Мы за этим, кажется, туда и пришли. Напротив, нужен моральный авторитет, способный переломить негативное отношение чеченцев к русским. Нужна не силовая, а моральная чеченизация". На роль примирителя Чечни и России, по мнению Пионтковского, наиболее подходит Асламбек Аслаханов, который пока не видит для себя возможности участвовать в выборах.

    По ходу общения проблемы множились, но вариантов решения, на которых настаивал председательствующий Марк Урнов, не предлагалось. Высказывались мнения, что как таковой "группы Кадырова" нет, а потому не будет и распрей. Равно как нет и фанатично преданных ему бойцов - "эти ребята пойдут за любым приемлемым для них лидером, и не обязательно, что это будет Рамзан Кадыров". При этом возникла мысль, что приход к власти несиловика, менеджера или морального авторитета только усугубит ситуацию и пополнит ряды "лесных братьев".

    Поделиться