Не в правилах нового правительства долго засиживаться, и это было доказано еще на предыдущих заседаниях, которые проходили довольно быстро. Достаточно вспомнить только первое, которое прошло, пожалуй, впервые за последнее десятилетие в рекордно короткие сроки - за сорок минут. Новый состав правительства объяснял подобную краткосрочность желанием активнее действовать, а не разговаривать. Впрочем, за последнее время к подобным поворотам все уже успели привыкнуть, ведь кабинет министров на ходу меняет ранее установленные правила. Так случилось и вчера. Премьер-министр Михаил Фрадков неоднократно пытался ограничить красноречивость участников заседания, но все его попытки были безуспешными: вопросы нашлись у всех. И.о. министров живо интересовались тем, какие положения появятся в новом Жилищном кодексе и что будет с ценами на жилье.
Вчера на обсуждение участников заседания было вынесено лишь восемь законопроектов из 27 документов, регулирующих отношения в жилищной сфере, разработанных Минпромэнерго РФ.
"Становление рынка жилья проходит крайне медленно и крайне противоречиво", - убеждал своих коллег Христенко в необходимости принятия представленных документов. Развитию рынка, по его мнению, мешают высокие административные барьеры при покупке земельных участков и получении разрешения на застройку, нехватка земельных участков, высокие расходы на оформление ипотечных кредитов и не менее высокие кредитные ставки. Но не только поэтому жилищный рынок в стране развивается слабо. Главные причины традиционные: низкие доходы подавляющей части населения, а также отсутствие кредитных историй у заемщиков. "Для существенного увеличения объемов жилищного строительства прежде всего нужно изменить нормативно-правовую базу, регулирующую данную сферу", - подвел итог глава Минпромэнерго РФ.
И чтобы окончательно убедить министров в правильности своих доводов, он заметил - принятие законов о жилищном строительстве позволит втрое сократить сроки ожидания населением получения жилья с 15-20 до 5-7 лет. К 2010 году в 30 раз вырастут объемы жилищного кредитования: с 10,5 миллиарда рублей в 2003 году до 350 миллиардов рублей в 2010 году. В общем, президентскую задачу об удвоении ВВП Минпромэнерго РФ собирается значительно перевыполнить.
Пока же строительный комплекс достиг рекордов лишь в ценах на возводимое жилье. "Средняя цена квадратного метра на первичном рынке в стране составляет более 16 тыс. рублей с ежегодным приростом 26% при том, что себестоимость жилья примерно в 2 раза ниже и оценивается в 8 тыс. рублей", - сказал Христенко. По сути, этот разрыв сохраняется все годы становления жилищного рынка. Правда, как утверждает и.о. министра, он относится не столько на прибыль застройщиков, сколько на урегулирование различных административных барьеров, связанных с подготовкой и выделением площадок под строительство.
Присутствовавший на заседании руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев не исключил, что административные барьеры, конечно же, увеличивают стоимость жилья. Но все же для создания рынка доступного жилья в России, по его мнению, необходимо провести его демонополизацию в крупных городах. В качестве примера Артемьев привел динамику цен на жилье в Москве и Санкт-Петербурге, на которую, как правило, ориентируются и в других городах страны. Он пояснил, что типичной картиной в российских городах является ситуация, когда две-три компании и аффилированные с ними структуры получают все площадки под застройку, проводят согласованные действия и диктуют цену, которая приносит им монополистическую прибыль. "Этот рынок уже приобрел все черты спекулятивного", - заметил Артемьев. Кроме того, по его словам, многие региональные власти имеют тесные отношения с этими крупными компаниями и создают им привилегированные условия для работы. Монополизирован и рынок стройматериалов, добавил руководитель ФАС.
Артемьев предложил обеспечить прозрачность проведения конкурсов. "Возможно, также следует ввести предельную долю земельных участков, выдаваемых одной компании под застройку", - считает он.
Сложившаяся ситуация настолько возмутила премьер-министра Михаила Фрадкова, что он потребовал установить контроль за ростом цен на жилье в Москве. В 2003 году цены на жилье в среднем по России выросли на 26%, а в Москве - на 45%. "Это очень высокий рост, какие-то суперкомфортные условия есть для этого. За этим тоже надо следить", - продолжал возмущаться глава правительства. Поэтому разработанные меры по развитию рынка доступного жилья не должны, по мнению Фрадкова, ограничиться только развитием соответствующих финансовых инструментов. "Надо, чтобы за этим пошли дела, чтобы мы в физическом объеме видели увеличение количества крыш и полов", - горячился премьер.
Стройный и четкий доклад Виктора Христенко вообще вызвал множество вопросов и у самого Фрадкова, и у и.о. министров.
- Мы можем говорить о революционных изменениях в этой сфере? Мы хотим сделать резкий рывок? Вообще чего мы хотим? - спрашивал премьер у изумленного и.о. главы Минпромэнерго РФ.
- Попытаюсь ответить на этот вопрос, - сказал Христенко. - Главное перейти к нормальным правилам, которые позволят развязать руки застройщикам, чтобы они могли обеспечить спрос.
Но премьер-министра лаконичность Христенко не удовлетворила, и он попытался зайти с другой стороны. "Я проще задавал вопрос", - сказал он. "К примеру, начнется прорыв в Восточной Сибири? Ведь цифра должна расти", - призывал он Христенко. "Мы фактически заново создаем 27 законов. Больше амбициозности", - вдохновлял Фрадков своих подчиненных.
И вдохновил. "Вот слайд на котором показан тот самый бум, о котором вы говорите", - сказал Христенко. Оказалось, что первое место, по оценкам Минпромэнерго РФ, в строительном буме занимает не Москва, а Астрахань. О строительном буме Виктор Христенко рассказывал еще долго. После чего Фрадков решил подвести итог его красноречию и спросил: "В общем, мы ждем бум?"
- Конечно, - ответил и.о. главы Минпромэнерго РФ, которому только и оставалось, что согласиться.
В зале активизировались и депутаты. Но Христенко не так-то легко было сбить с толку, несмотря на то, что вплотную вопросами строительства ему пришлось заниматься лишь в последние три месяца (в прежнем кабинете, будучи вице-премьером, Христенко курировал Госстрой). Видимо, поэтому его ответы были столь же профессиональны, сколь не понятны присутствующим.
Руководителя рабочей группы по формированию пакета законопроектов по жилищному строительству Георгия Бооса, который объяснял существование двух спросов - чисто потребительский и обеспеченный платежеспособностью - и то, что в отсутствии конкурентной среды цена будет двигаться за платежеспособным, Михаил Фрадков все же прервал. Премьер решил поинтересоваться и у депутата, что же ожидает страну: бум коттеджного или многоквартирного строительства? "Я думаю, что многоквартирного", - ответил Боос.
Несколько разобравшись с бумом, перешли к обсуждению увеличения оборота на рынке жилья. Для этого правительство предлагает ввести налоговые преференции. Подготовленные законопроекты содержат ряд поправок в Налоговый кодекс, в том числе предполагается отнести "к операциям, не подлежащим обложению НДС (налог на добавленную стоимость), все операции по реализации жилья и продажи земельных участков". Также планируется изменить механизм имущественного вычета для физлиц, приобретающих жилье, сообщил Христенко. По его словам, будут предусмотрены изменения "в части введения местного налога на недвижимость в жилищной сфере".
Поэтому кабинет министров решил не затягивать с доработкой рассмотренных документов. В сжатые сроки в Госдуму поступит пакет из 27 законопроектов, направленных на развитие рынка жилья в стране. В число предлагаемых документов входят Жилищный и Градостроительный кодексы, Закон об инвестиционных соглашениях, поправки в Закон об ипотеке. "Необходимо дать понятный сигнал обществу, строителям - обеспечить выбор между дорогим и доступным жильем", - заметил премьер.