Что внутренние войска давно и активно реформируются - не секрет. Еще в 2000 году на специальном заседании Совбеза был утвержден план их перестройки с упором на улучшение качественного состояния. Тогда же спланировали постепенное сокращение войск (с 2005 по 2010 год их численность уменьшится на 33 тысячи человек, а только в этом году - на 7 тысяч военнослужащих) и избавление ВВ от тяжелой боевой техники. Одновременно с некоторых частей снимут задачи по поддержанию общественного порядка и охране важных государственных объектов. Вместо ныне существующих семи округов ВВ останутся лишь два - Северо-Кавказский и Московский. Зато появятся три региональных командования (Приволжское, Уральское и Сибирское) и два региональных управления (Северо-Западное и Восточное).
Короче говоря, бывших конвойников ждут великие перемены. Возможно, коснутся они и названия: внутренние войска, как это обещает генерал Топчий, вскоре станут именоваться Национальной гвардией. Заковыка в том, что никто толком не объясняет, чем вызвана необходимость такого переименования и кто именно его произведет - президент, правительство, Госдума?
В марте нынешнего года начальник главного штаба внутренних войск генерал-полковник Николай Рогожкин обмолвился, что о Национальной гвардии как о правопреемнице ВВ с теми же задачами, командованием и вертикалью управления упоминается в проекте закона "О правоохранительной деятельности". "Но условий для создания Национальной гвардии сегодня нет. Будем работать", - туманно резюмировал генерал. Свое веское слово по этому поводу произнес и главнокомандующий внутренними войсками генерал армии Вячеслав Тихомиров: "Говорить о преобразовании войск в так называемую Национальную гвардию можно будет только после проведения комплекса мероприятий, заложенных в программе строительства внутренних войск, и соответствующего политического решения". С программой - более или менее ясно: она действительно рассчитана до конца будущего года. Но как быть с законами? В каком из двух - "Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации" (по Топчию) или "О правоохранительной деятельности" (по Рогожкину) искать, что же такое Национальная гвардия в России? И как быть с "политическим решением"? Не предвосхитил ли его принятие замглавкома Топчий?
Наконец, о мотивах переименования. Логично предположить, что они связаны с желанием "внутренников" несколько позиционироваться от войск минобороны - мол, последние защищают страну от внешних врагов, а потому они войска. Мы же занимаемся внутренними проблемами, и нам более подходит название, принятое во многих странах, - Национальная гвардия. Все верно, нацгвардейцев в мире хватает. Только задачи в разных странах у них разные. Американские, например, являются резервом регулярной армии. А французские главным образом исполняют представительские функции - на парадах маршируют. После смены вывески нашим гвардейцам, по-видимому, придется заниматься и тем и другим...