Оценить возможную повестку предстоящих переговоров и прокомментировать общее состояние российско-американских отношений наш корреспондент в Нью-Йорке попросил советника госсекретаря по России и странам СНГ в предыдущей администрации Стивена Сестановича.
- С учетом ограниченного формата встречи какие цели и задачи ставит перед собой Джордж Буш как хозяин саммита на переговорах с Владимиром Путиным?
- Обычно так называемые двусторонние встречи лидеров "восьмерки" в ходе саммита непродолжительны по времени и, как следствие, не отличаются особым конкретным наполнением. Саммит в Си-Айленде вряд ли станет исключением в этом плане. Однако приобретающая все большую остроту проблема урегулирования ситуации в Ираке, несомненно, придаст повышенное значение и дополнительную актуальность этим переговорам. Помимо этого вопроса, президент Буш также попытается обсудить с Путиным состояние демократии в России. Разговор на эту тему будет неформальным, каких-либо публичных заявлений по этому поводу не предполагается.
- При обсуждении иракской проблемы основной темой, вероятно, станет подготовленный американской стороной проект новой резолюции СБ ООН по Ираку, предусматривающий более активное участие других стран в послевоенном переустройстве страны. В связи с этим как вы оцениваете перспективы подключения России к усилиям коалиционных войск по нормализации обстановки в Ираке и в какой степени администрация Буша заинтересована в таком участии России?
- В последнее время в Вашингтоне все больший интерес вызывает идея участия НАТО в процессе урегулирования в Ираке. Тем не менее я считаю, что США будут готовы рассмотреть и возможную роль России в этом процессе. Однако, как показывает практика, участие в операциях по поддержанию мира стран, где нет специального законодательства в этой области, сопряжено с большими трудностями. Кроме того, не совсем удачный опыт прошлого российско-американского сотрудничества по поддержанию мира на Балканах вряд ли способствует созданию реальных предпосылок для такого взаимодействия в Ираке.
- Недавно в ряде американских СМИ появились публикации, утверждающие, что Вашингтон якобы стремится заключить с Москвой некое соглашение по разделу сфер влияния в Средней Азии и Закавказье по типу Ялтинских соглашений 1945 года. Насколько, по вашему мнению, подобные заявления соответствуют действительности?
- Соединенные Штаты никогда не будут заключать договора со словом Ялта в названии - исторические ассоциации сюда не подходят. Откровенно говоря, США вообще против самой идеи раздела сфер влияния, и те статьи, которые были опубликованы по этому поводу, в лучшем случае некорректны. Вместе с тем США искренне заинтересованы в более открытом обсуждении с Россией характера деятельности каждой из сторон на постсоветском пространстве. Однако было бы ошибочно считать, что Вашингтон стремится заручиться "разрешением" Москвы на расширение своего присутствия в данном регионе. Что необходимо обеим сторонам, так это большая ясность в действиях, с тем чтобы избежать недопонимания и ошибочной трактовки. Однако для того, чтобы такой диалог был успешным, одной транспарентности мало. Российскому политическому истеблишменту необходимо отказаться от старого образа мышления, согласно которому любые формы американского сотрудничества со странами бывшего СССР по определению являются противоречащими национальным интересам России.
- Учитывая нынешнее состояние российско-американских отношений, существует ли необходимость создания дополнительных каналов общения между двумя столицами для оперативного решения возникающих острых проблем и заблаговременной выработки совместной позиции по конкретным международным вопросам?
- Действительно, одно время в Белом доме и Кремле искали дополнительные пути коммуникации в дополнение к существующим каналам по линии министерств иностранных дел и обороны для лучшего, как считалось, взаимодействия. Недавнее назначение Игоря Иванова на должность секретаря Совбеза делает эту перспективу как никогда реальной.