Аяцков отказался от дачи показаний

В Саратовской области весть о возбуждении уголовного дела в отношении местного губернатора Дмитрия Аяцкого восприняли как должное с подтекстом: "давно пора". Уровень жизни в Саратовской области крайне низок. Средняя заработная плата в регионе едва дотягивает до четырех тысяч рублей, и это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе. Саратовская область дотационна и имеет критический уровень долгов в несколько миллиардов рублей. Жителей губернии сильно раздражает и то, что многие годы не решается проблема с ветхим жильем - зато вокруг города растут шикарные особняки чиновников. При том, что здесь находится самая крупная в Европе Балаковская атомная станция, в регионе самые высокие тарифы на электроэнергию, в результате чего Саратовская область и город Саратов задолжали энергетикам более полутора миллиардов рублей.

Причем "Саратовэнерго" возглавляет зять Дмитрия Аяцкова Станислав Невейницын, а его жена Екатерина, дочь губернатора, недавно стала владелицей подозрительно обанкроченного Саратовского завода резинотехнических изделий, где был открыт недавно рынок. Этим эпизодом, как сообщил корреспонденту "РГ" прокурор Саратовской области Анатолий Бондар, прокуратура Саратовской области также намерена заняться.

Сегодня в Саратовской области говорят о том, что со стороны губернатора будут приложены все усилия, чтобы свести возникшую ситуацию к нулю и вывести Аяцкова из-под удара - команде губернатора и ему самому есть что терять. Прокурор Саратовской области готов и к такому варианту событий. Анатолий Бондар заявил: "У нас хватит и воли, у нас хватит и законных мер, чтобы это противодействие пресечь. Если оно будет, то мы используем предоставленные нам законом возможности по отстранению губернатора от должности, выйдем в суд с ходатайством по избранию меры пресечения на изоляцию, то есть арест". Такой прецедент уже имел место быть, когда прокуратура Саратовской области возбудила уголовное дело в отношении племянника Дмитрия Аяцкова, вице-губернатора Юрия Моисеева, заключив его под стражу. В следственном изоляторе вице-губернатор провел несколько недель, успев посидеть, кстати, в одной камере с писателем Эдуардом Лимоновым, который находился там в ожидании суда.

Дмитрий Аяцков и тогда, и сейчас продолжает утверждать, что эти дела тоже имеют политическую окраску и стали результатом политического заказа. При этом сам губернатор вряд ли сегодня сможет дать четкий и понятный ответ, например, на вопрос, который также, как заявил прокурор Анатолий Бондар, возникает сегодня у прокуратуры: "Откуда у жены Аяцкова Ольги Сергеевой, бывшей буфетчицы, нашлись деньги на приобретение огромного особняка стоимостью, по оценке специалистов по недвижимости, не меньше пяти миллионов долларов?".

Дмитрий Аяцков заявляет, что прокурор Саратовской области, возбудив в отношении него уголовное дело, тем самым "начинает собственную предвыборную кампанию". Слухи о том, что Анатолий Бондар действительно может выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах губернатора, ходят давно. В беседе с корреспондентом "РГ" Анатолий Бондар эти слухи категорически опровергает.

О прокуроре Анатолии Бондаре в Саратовской области говорят уважительно даже в самом правительстве области. Молодой, сорок с небольшим лет, по-хорошему амбициозен. В своих высказываниях на политические темы всегда подчеркнуто осторожен, в местных скандалах, как это часто бывает с высшими должностными лицами, не замешан.

Местные политики, оценивая ситуацию, нисколько не сомневаются, что прокурор Саратовской области был не самостоятелен в выборе такого серьезного решения, как возбуждение уголовного дела в отношении высшего должностного лица губернии. Называются в связи с этим фамилии разных политиков - прежде всего Вячеслава Володина, работавшего ранее вице-губернатором в Саратовской области и давно испортившего с Дмитрием Аяцковым отношения.

Правда, сам губернатор, отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о политической активности Володина, отмечает, что "Володин успешный политик и лично его, Аяцкова, не настораживает политическая активность Володина в Саратовской области". Кстати, губернатор на последней пресс-конференции сказал, что среди тех, кто стоит за последними событиями, может быть и небезызвестный московский бизнесмен, общественный деятель и меценат Анзори Аксентьев. Эту фамилию губернатор назвал в связи с тем, что не так давно сам Анзори Аксентьев дал весьма подробное интервью одной из саратовских газет, которое называлось "Кто, если не он?", где Анзори Аксентьев, живший в Саратове и окончивший здесь юридический институт, почти открытым текстом дает понять, что, возможно, будет принимать участие в предстоящих выборах губернатора.

Вчера Дмитрий Аяцков в здании правительства Саратовской области собрал членов правительства, руководство Саратовской областной Думы и сообщил, что уходит в отпуск на все время ведения следствия. Исполнять обязанности губернатора поручено его первому заместителю Владимиру Марону. Дмитрий Аяцков попросил членов правительства помогать следствию и ни в коем случае не препятствовать расследованию. При этом губернатор заметил, что расследование не ограничится только эпизодом по делу комбайнов "Кейс", а выйдет далеко за его рамки.

Управляющему делами правительства области Станиславу Бойко Дмитрий Аяцков дал указание дать следствию полную информацию, как выразился губернатор, "по всем вертолетам, самолетам, катерам и автомобилям", которые находились и находятся в пользовании правительства Саратовской области.

Сегодня следствие должно ответить на один из главных вопросов: откуда губернатор взял деньги на пресловутые "Кейсы"? Мы располагаем сведениями, что 70 миллионов рублей, которые Аяцкову инкриминирует следствие, он увел с социальных статей областного бюджета и прикрыл этими деньгами комбинацию с "Кейсами".

Кстати

На совещании в Хабаровске Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов особо остановился на позиции прокуроров по отношению к нарушениям, допускаемым чиновниками, невзирая, что называется, на чины и ранги. В частности, он потребовал завершить расследование уголовного дела в отношении губернатора Камчатской области Михаила Машковцева, который подозревается в нецелевой трате финансов, а также тщательно проверить деятельность губернатора Сахалинской области Ивана Малахова, который чуть не заморозил минувшей зимой Южно-Сахалинск.