В ночь на 29 сентября 2000 года на приграничной станции Брянск-Орловский таможенники задержали контрабандиста. В ходе досмотра в поезде Москва - Киев выяснилось, что гражданин Украины А.Ф. Яковенко пытался без декларации вывезти из России 4160 долларов США.
По свидетельствам сотрудников таможни, этот пассажир вел себя странно. Вначале он заявил, что провозит всего 50 рублей. Потом молча протянул проверяющим банковские справки о приобретении валюты. И затем по требованию таможенников украдкой извлек из-за пояса сами доллары.
В свое оправдание гражданин Яковенко твердил что-то об отсутствии у проводника бланков деклараций, но его уже никто не слушал. Составив протокол, подозреваемого в контрабанде ссадили с поезда, а саму валюту изъяли как вещественное доказательство преступления.
Три недели спустя дело Яковенко рассмотрел Володарский районный суд г. Брянска. Таможенники действовали по инструкции. Понятно, что в полутемном купе во время стоянки поезда им было недосуг разбираться во всех деталях происшедшего. Но у судьи И.В. Лебедевой такая возможность имелась.
В суде выяснилось, что А.Ф. Яковенко - киевский пенсионер, ранее в конфликт с законом никогда не вступавший. Что же побудило немолодого уже человека нарушить таможенные правила? Каков мотив преступления?
Оказалось, что у подсудимого не было никаких причин обманывать государство и скрывать от досмотра перевозимую валюту. По профессии он водитель. В 1990 году, работая в Ираке по контракту с ВПО "Зарубежстрой", Андрей Федорович во время боевых действий возил по стране сотрудников миссии ООН. А расплатились с ним за это лишь спустя 10 лет. Деньги от Организации Объединенных Наций поступили не в Киев, где ныне проживает бывший водитель, а в московский Внешэкономбанк.
Получив извещение, Яковенко сразу отправился в Москву. И вот 26 сентября 2000 года в столичном банке Андрей Федоровичу выдали 4000 долларов США.
"Зарплата от Кофи Аннана" приятно грела карман. Но неискушенного в финансовых операциях пенсионера мучил вопрос, как провезти через российско-украинскую границу столь большую сумму.
- Не волнуйтесь, тех справок, которые мы вам выдали, вполне достаточно, чтобы без проблем пройти таможню! - заверила Яковенко сотрудница Внешэкономбанка.
Но сомнения оставались. Известно ведь, что на железной дороге кражи и грабежи не редкость. Ехать одному в ночном поезде с такими большими деньгами Яковенко было страшновато. Опасаясь грабителей, Андрей Федорович поглубже запрятал пачку долларов за пояс. А когда вагон тронулся, стал шепотом выяснять у проводника, где бы раздобыть бланк декларации. Но тот лишь досадливо отмахнулся: "Нет у меня бланков, ночью на границе разберемся!"
Ну вот и "разобрались"...
По ст. 188 ч. 1 УК РФ суд приговорил Яковенко к 6 месяцам лишения свободы условно. Но при этом всю валюту у него конфисковали. И теперь Андрей Федорович уверен, что за свою беспечность наказан дважды. Его не только на старости лет объявили уголовным преступником, но еще и обобрали. Четвертый год Яковенко при поддержке украинских правозащитников и их российских коллег из аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ тщетно ищет справедливости.
Другой добычей "мелкоячеистой" таможенной сети оказалась гражданка Казахстана Д.В. Ворошило. В феврале прошлого года вместе с мужем в поезде Астана - Киев она отправилась навестить родню. Поскольку с обменом казахстанских тенге на украинские гривны возникли проблемы, деньги, отложенные на отпуск, супруги обменяли на твердую валюту. На двоих получилось ровно 195 долларов США. Вот эта-то весьма скромная сумма и привлекла внимание сотрудников Белгородской таможни. При досмотре валюту изъяли и составили протокол. После чего посреди ночи нарушителей вывели на промерзший перрон.
- И тут начался второй этап наших мытарств, - вспоминает гражданка Ворошило. - На этот раз возникли проблемы с билетной кассой на станции Валуйки. Как железнодорожница я имею право на бесплатный проезд, поэтому ехала в Киев по разовому талону. Ночная эвакуация из вагона была проведена так стремительно, что впопыхах злосчастный талон я забыла в купе. Вот и оказались мы с мужем ночью на вокзале. Без денег, без проездных документов... А российский бюджет за счет нас пополнился штрафом в 5543 рубля. В общем, транзитная поездка через Россию обернулась тяжким испытанием.
По житейским меркам в обоих случаях люди вели себя естественно. Понятно, что своих подозрительных попутчиков пенсионер Яковенко опасался больше, чем российских таможенников. За что и поплатился. А ведь "светить" большие суммы наличности пассажирам действительно бывает небезопасно. Как знать, чьи недобрые глаза наблюдают за процедурой досмотра?
Ну а железнодорожница Ворошило и представить себе не могла, что из-за 195 долларов у нее возникнут серьезные проблемы на границе. В поисках справедливости нарушители таможенных правил обратились к Уполномоченному по правам человека в РФ.
Точка зрения
- На наш взгляд, в обоих случаях была допущена несправедливость, - полагает начальник Управления по восстановлению прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ доктор юридических наук Вячеслав Селиверстов. - Решение суда о конфискации у Яковенко валюты представляется необоснованным. В соответствии со статьей 86 УПК РСФСР, действовавшего в тот период, судьба вещественных доказательств зависит от их конкретной разновидности. В приговоре Володарского районного суда г. Брянска изъятая у подсудимого валюта отнесена к орудию преступления. При этом суд почему-то использовал в обоснование странную формулировку. Цитирую дословно: " Принимая во внимание, что "оружие преступления" включает в себя и предмет преступления, которым является 4000 долларов США, признанные вещественными доказательствами, то подлежат конфискации в доход государства". При совершении контрабанды, перемещаемые с недостоверным декларированием товары, в том числе и иностранная валюта, являются предметом преступных действий и не могут расцениваться как орудие преступления. Законность получения А.Ф. Яковенко денежных средств была подтверждена соответствующими документами. И это установлено судом в приговоре. Незаконное их перемещение через таможенную границу не причинило Российской Федерации ущерб в виде неуплаты таможенной пошлины или сборов, поскольку не носило коммерческий характер. Какой-либо имущественной выгоды или дохода в результате контрабанды Яковенко не получил, материальных ценностей или денег не нажил. Ее декларирование носило уведомительный, а не разрешительный характер. Есть и другой аспект. Суд приговорил Яковенко к 6 месяцам лишения свободы с испытательным сроком в течение 6 месяцев. Но почему валюта была конфискована? Получается, что за одно преступление он наказан дважды. К сожалению, случаи, когда нарушаются конституционные права граждан на собственность, в судебной практике не редкость. Поэтому мы подготовили соответствующее обращение в Конституционный суд РФ с просьбой разрешить возникающие противоречия.