Как бюрократа ни корми, он все равно в руку смотрит

"Действие необходимое, но недостаточное, - считает президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. - Само по себе повышение зарплат ничего не решает". И даже если появится больше шансов поймать чиновника за руку и потом сурово наказать, это изменит ситуацию лишь на некоторое время. Другое дело, если одновременно с повышением зарплат повысить эффективность управления. Только тогда, по мнению специалистов фонда, рост затрат на содержание госслужащих будет способствовать снижению коррупции. А все вместе - увеличит богатство страны. Эти выводы в новом докладе Фонда ИНДЕМ "Стимулы, эффективность, коррупция", который вчера представил журналистам Георгий Сатаров, подкреплены статистическими выборками по 48 странам мира.

Но можно до мелочей продумать структуру государственных учреждений, а эффективность управления все равно останется почти на прежнем уровне. Почему? На этот вопрос индемовцы тоже пытаются ответить. И вновь исследуют заработную плату чиновников. Сначала проанализировали систему официальных прямых вознаграждений в восьми федеральных министерствах (до повышения окладов). Оказалось, что, например, в министерстве путей сообщения и в минтруде оплата труда значительно различается. "Трудно обосновать, почему управленческая деятельность по социальному развитию должна оплачиваться в два раза хуже, чем деятельность по управлению отраслью, даже такой важной, как железнодорожное сообщение", - говорится в докладе. Значительно меньше, чем в других странах, и разница между окладами чиновников разного уровня. Например, специалист получает больше начальника отдела всего на 2 тысячи рублей. А начальник департамента "беднее" министра на 8 тысяч. В таких условиях карьерный рост перестает быть важным стимулом, а значит, чиновник не стремится к самоусовершенствованию. И его скорее волнует "собственное гнездо", где он может наладить бесперебойное поступление средств на личное потребление.

Любопытны результаты опросов чиновников о том, чем дорога их сердцам госслужба. В пятерку лидеров вошли такие приоритеты: "хороший коллектив", "хорошие отношения с начальством", "возможность помочь людям", "получение опыта работы" и "стабильность социального положения". Интересно, что "участие в решении проблем общества" оказалось на 11-м месте (из 23), а "участие в решении проблем, стоящих перед властью", - на 16-м, между льготными путевками в санаторий и питанием в столовой по льготным ценам. А вот "достойные пенсии и другие социальные гарантии по окончании госслужбы" - на 6-м месте.

Если отбросить лирику о хорошем коллективе и добром начальнике, то все это говорит о том, что для чиновников наиболее важны те социальные блага, которые дает государственная служба. И особенно - возможность получения достойной пенсии. А вот служебные машины потеряли свою актуальность - они оказались на последнем месте. Любопытно, что среди стимулов к труду на первом месте - все те же пенсии, на втором - служебная медицина. Выговор, замечания по службе, риск увольнения - в конце таблицы.

Все это, считают авторы доклада, необходимо учесть при проведении реформы госслужбы. Например, ввести такую норму: лишать чиновника всех пенсионных льгот, если он уволен со службы по компрометирующим его обстоятельствам. А уж если и служебные машины их не стимулируют, то, может быть, от них надо отказаться? И как в других странах заменить денежными выплатами? Ведь содержание ведомственного автотранспорта для налогоплательщика достаточно дорогое удовольствие.

Но помимо коррупции во власти существует еще и внутрифирменная коррупция, например, в частном бизнесе. Авторы доклада утверждают, что есть немало свидетельств, когда необеспеченные кредиты выдаются менеджерами банков за взятку. За "откат" заключаются договоры на поставку, например, материалов. Все это уменьшает эффективность частного бизнеса. Но и государственным компаниям коррупция не чужда. Правда, о ней мало говорят, но, как утверждает Фонд ИНДЕМ, один крупный менеджер такой компании в анонимном интервью утверждал, что "наши взятки по вечерам вывозят броневичками". Но дело не только в размере подношений, но и в эффективности управления госкомпаниями.

Фонд ИНДЕМ также сопоставил государственный и частный бизнес в их взаимоотношениях с властью. И что увидел? В госбизнесе в пять раз реже встречаются фирмы, никак не связанные деловыми отношениями с государством. А имеющие льготы, наоборот, - в три раза чаще, получающие госзаказы - в четыре раза. И льготы, и госзаказ предприятия государственного бизнеса умудряются получить в 40 раз больше, чем частные фирмы. "В результате формируется система круговой поруки, - говорится в докладе, - власть закрывает глаза на внутрифирменную коррупцию в госбизнесе, а его менеджеры лояльны другим проявлениям коррупции, с помощью которых эффективность бизнеса уменьшается для формирования черных касс на политические проекты. Итог - крайне низкая эффективность государственного бизнеса".

Есть в докладе и ответ на извечный вопрос: "Что делать?" Рецепты давно известны. Это и защита прав собственников, и жесткий запрет на совмещение политической (административной) деятельности с ведением бизнеса, и предоставление госкомпаниям права самостоятельно устанавливать оклады своим менеджерам. Индемовцы надеются, что их доклад заставит власть и общество не только еще раз серьезно задуматься над всеми этими проблемами, но и начать действовать.