На такой шаг суд пошел, удовлетворив несколько ходатайств губернатора. Михаил Машковцев просил вызвать в суд ценных на взгляд защиты свидетелей. Одно из ходатайств - пригласить для дачи показаний бывшего председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко - Машковцев отозвал сам, четыре других ходатайства суд отверг. Но оставшиеся ходатайства городской суд удовлетворил, потому как признал их обоснованными.
С чем согласились судьи? Машковцев говорил о проведении экологической экспертизы по факту нанесенного ущерба во время путины 2002 года. Просил губернатор и допросить в суде Михаила Касьянова. А еще суд согласился с Машковцевым, что подсудимый вправе получить подлинник постановления Правительства РФ об оперативном регулировании общедопустимого улова на местах. И последнее, в чем суд согласился с губернатором, это проведение экономической экспертизы о необходимости перевода денег на нужды котельных для замерзавших поселков и городов области.
Напомним нашим читателям, откуда в деле губернатора столь разноплановые вопросы.
Все началось с того, когда природоохранная прокуратура Камчатской области возбудила в отношении губернатора уголовное дело по факту превышения им должностных полномочий, которые, как сочли прокуроры, повлекли "тяжкие последствия". Это было не первое уголовное дело Машковцева. До этого еще осенью прошлого года против него возбуждалось уголовное дело по факту халатности. Тогда прокуратура вменила в вину губернатору и его заму по вопросам ЖКХ нецелевое расходование денег, выделенных федеральным бюджетом на северный завоз.
Позже заместитель прокурора Камчатской области Владимир Чистов объявил, что два этих уголовных дела сложили в одно. Вышло сразу два обвинения и два эпизода - в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании денег. В эпизоде с нецелевым использованием средств два фигуранта - губернатор и вице-губернатор. Цена вопроса - 140 миллионов бюджетных рублей. Второй эпизод - это распоряжение Машковцева (август 2002 года) о разрешении выловить лосося на реках области больше установленных лимитов. Цена этого вопроса, по подсчетам прокуроров, полтора миллиарда рублей ущерба государству.
Губернатор своей вины не признает и утверждает, что распоряжение о вылове лосося было вызвано угрозой того, что нерестилища будут переполнены и ценная рыба начнет гибнуть.
Но если суд его вину докажет, то по нашим законам ему может грозить до 10 лет лишения свободы.
Соглашаясь пригласить на допрос в качестве свидетеля Михаила Касьянова, суд поступил совершенно законно. Раньше свидетелями могли быть лишь те люди, которых следствие таковыми посчитало. Теперь, по новому УПК, суд вправе вызывать тех, кто, на его взгляд, может дать ценные сведения для решения вопроса. Дорожные издержки свидетелей, которых приглашают прибыть на процесс из другого региона, оплачивает суд. Кстати, послать вместо себя адвоката Михаил Касьянов скорее всего не сможет. Дело слушается не гражданское, а уголовное, где отвечать придется самому. И не явиться по требованию суда человек тоже не вправе. Тогда наступает уголовная ответственность.
Наталья Козлова
Хабаровск
Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, побывав на Дальнем Востоке, особо подчеркнул, что ему нечего скрывать от прессы. Он даже вернул некоторых торопливых журналистов в зал, чтобы те повнимательнее отнеслись к фактам, обнародованным на совещании, которое чуть было не сделали закрытым.
Камеры телеоператоров запечатлели опущенные головы областных прокуроров во время разноса, который учинил глава правоохранительного ведомства своим подчиненным. При этом особенно досталось прокурорам Сахалина, Камчатки, Магадана и Амурской области - в каждой территории, напомню, случались ЧП и были выявлены прегрешения чиновников.
Владимир Устинов потребовал тщательно проверить деятельность губернатора Сахалинской области Ивана Малахова, который чуть не заморозил минувшей зимой Южно-Сахалинск. Руководителям органов прокуратуры и внутренних дел Дальнего Востока Генпрокурор приказал вести жесткий контроль за всеми чиновниками, обязанными обеспечивать подготовку к зиме в Дальневосточном федеральном округе.
- Пока не будут решены все вопросы, связанные с подготовкой к предстоящей зиме, ни один прокурор субъекта Федерации, где есть проблемы в этой области, в летний отпуск не уйдет, - пригрозил Устинов, раскритиковав усилия прокуроров в пух и прах. Генпрокурор Устинов также намекнул, что у него есть вопросы к дальневосточным губернаторам, чем вызвал в зале большое оживление.
Реакция не замедлила последовать. Вскоре из отдаленных территорий начали приходить сообщения на заданную тему. Очевидно, сахалинские правоохранители хотят в отпуск поскорее. Например, как сообщила старший помощник прокурора Сахалинской области Т. Кутузова, Долинская городская прокуратура закончила предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному по факту отсутствия теплоснабжения в поселках Быков и Взморье в связи с "неподготовкой района к отопительному сезону" и нецелевым использованием денежных средств, выделенных правительством РФ на ликвидацию последствий землетрясения 2001 года. Органы следствия собрали достаточно доказательств, подтверждающих виновность мэра В. Бондарчука.
Это, кстати, первое дело в Сахалинской области, где мэр привлечен к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и превышение полномочий, подчеркивают в прокуратуре.
Но вот что интересно. Одно дело, когда с трибуны к ответу призывает Владимир Устинов, уверяющий, что у него нет секретов от прессы, и совсем другое - когда ответы тех же людей просят дать журналисты...
Если проследить за чередой информаций из дальневосточных территорий, прокуроры только и делают, что ведут борьбу. Но вот о результатах - решениях суда - мы узнаем реже.
Ирина Степура
Карелия
Информацию о возбуждении уголовного дела против ряда должностных лиц одного из подразделений правительства Республики Карелия по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 часть 4 УК РФ (мошенничество) распространила пресс-служба Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу. "В период с 2000 - 2001 годов эта группа лиц, - говорится в сообщении, - неоднократно путем обмана и
злоупотребления доверием совершала хищения бюджетных денежных средств в особо крупных размерах". Ущерб бюджету Республики Карелия представители МВД оценивают более чем в 41 миллион рублей.
В прокуратуре республики подробно комментировать дело отказываются. По словам старшего помощника прокурора республики Татьяны Кордюковой, дело, возбужденное по материалам ГУ МВД по СЗФО, было открыто 31 марта и до сих пор находится еще в стадии проведения экспертиз. Расследование ведет региональное управление ФСБ. "Вы же понимаете, что по таким сложным хозяйственным делам следствие быстро двигаться не может, - сказала она корреспонденту "Российской газеты". - Тем более рано еще говорить о вине определенных людей, так же, как и о реальном размере ущерба".
Между тем парламент Карелии направил запрос в прокуратуру республики о расследовании данного уголовного дела. Такое решение было принято в понедельник на заседании комитета по законности и правопорядку Законодательного собрания Карелии. Некоторые парламентарии высказали сомнение в достоверности данных, приведенных в заявлении ГУ МВД. А на следующий день свое отношение к этому делу выразил глава республики Сергей Катанандов. Он заявил, что не верит в наличие хищений.
Юрий Звягин