Начало нынешнего мая оказалось переполненным событиями - радостными,
торжественными, трагическими и просто пустыми. Даже беглый обзор некоторых из этих событий позволяет увидеть определенные тенденции в жизни нашей страны и нашего общества.
Пустое
Самое удручающее впечатление произвели лично на меня первомайские демонстрации всех политических партий в Москве. Ей богу, гораздо содержательнее даже по лозунгам (о масштабах я уже не говорю) была классическая советская первомайская демонстрация.
Интересно, зачем выходят на улицу люди, которым нечего сказать миру? Дотратить неизрасходованные на думских и президентских выборах деньги? Лучше бы раздали их сиротам. А впрочем, они и сами - политические сироты. Без вождей, без идей.
Будучи горячим сторонником многопартийной демократии в России, я все чаще и чаще прихожу к мысли о необходимости запрета лет на пятнадцать всех ныне существующих у нас партий. Дабы образы их окончательно выветрились из памяти общества, а лидеры перебрались в дома престарелых. Однако чтобы дело партийного строительства не пресекалось, необходимо сформировать из нынешних первоклассников десять специальных школ: школу коммунизма, школу либерализма, школу консерватизма, школу социал-демократии... Ну и так далее. Так, естественно-физиологическим путем, глядишь, и вырастим к 2020 году нормальную, а не натужную многопартийность.
Торжественное
В инаугурационной речи 7 мая, второй раз вступая в должность, президент Путин, в частности, сказал: "Успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии... Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране".
Однако тот, кто срежиссировал инаугурационные торжества, сделал все, чтобы опровергнуть эти слова президента, а заодно и максимально изолировать от народа, от избирателей того, кто пользуется их беспрецедентной поддержкой, - самого Владимира Путина.
Голливудский проезд по абсолютно безлюдным улицам, площадям и набережным Москвы. Одинокое шествие по ковровой дорожке трех кремлевских залов, отгороженной канатами даже не от народа, но и от представителей правящего класса России. Произнесение присяги в одиночестве - ни соратников, ни команды вокруг. Принятие парада в одиночку - на пустой Соборной площади.
Если кто-то хотел показать, что президент в России страшно одинок и страшно далек от народа, ему это удалось. Но зачем?
Кремль и сам по себе переполнен сакральностью. Ее нужно не умножать до абсурда, а лишь актуализировать. И уж ни в коем случае не обесчеловечивать. Пустая Соборная площадь бессмысленна, ибо это место соборов, то есть сборов людей, граждан, пусть "лучших из лучших", но все-таки живых, реальных, из плоти и крови.
Роль телевидения сегодня, конечно, очень велика. Им можно заменить политику для народа, но какая нужда заменять и президента его одиноким телеизображением, тем более президента популярного? Разве что запланировано сделать следующим президентом того, кого народ ненавидит...
"Как в цивилизованных странах"
По частоте использования эта присказка давно уже сравнялась в языке наших политиков (и не только) с самыми известными выражениями-паразитами последних лет "как бы" и "на самом деле".
Так прямо и говорят: "Российские Вооруженные силы на самом деле не могут вести военные операции как в цивилизованных странах. А как бы надо уметь".
Вообще утверждение, что есть цивилизованные страны, например США, которые умеют "как бы" гуманно вести войну, а есть нецивилизованные, которые, например, Россия, "на самом деле" творят на войне сплошные безобразия, всегда казалось мне либо глупым, либо провокационным. Если считать образцом особой гуманности ведения войны действия НАТО в Югославии в 1999 году, когда с безопасного для себя расстояния американские летчики бомбили и расстреливали ракетами что боевые позиции сербов, что их госучреждения в Белграде, что (по ошибке) поезда и автобусы с мирными гражданами, то спорить не о чем. Но действия оккупационных войск в Ираке (в плане проведения как собственно боевых операций, так и так называемых зачисток) показали, кажется, даже самым твердолобым сторонникам деления вооруженной борьбы на гуманную и цивилизованную и, соответственно, на негуманную и нецивилизационную, что их теория спекулятивна, а точнее - просто не подтверждается практикой. Война есть санкционированное государством уничтожение противника, и ни одна армия мира, пока эта цель соответствующим правительством не снята, не станет ради сохранения жизни населения противника отказываться от решения поставленных перед нею боевых задач.
Либо война запрещается вообще как форма насильственного достижения политических целей (и это, наверное, есть истинный гуманизм), либо пока этого не случилось, каждый будет считать гуманизмом убиение своих врагов, а негуманизмом - своих солдат и друзей. И нечего здесь лицемерить.
Молчание правозащитников
Не знаю кто как, но я всегда чувствовал себя неловко, если вынужден был в чем-либо не соглашаться с нашими правозащитниками. С одной стороны, чувствуя свою правоту, вроде бы и нечего стесняться. А с другой, всякий раз, вступая в спор с правозащитниками, испытываешь нечто вроде угрызений совести: как же это ты смеешь поднять руку на святое?!
Вот уже почти месяц развивается, причем в мировом масштабе, скандал, связанный с пытками в стенах багдадской тюрьмы "Абу-Грейб". Однако буквально ни слова, ни звука не услышали мы по этому поводу из уст знаменитых российских правозащитников, годами разоблачавших ужасы советского тоталитаризма и российского авторитаризма.
Гораздо меньше времени требовалось им, чтобы среагировать на незаконные или кажущиеся таковыми действия российских военных в Чечне и возвысить свой голос в защиту гуманизма, прав человека, в том числе и того, кто с оружием в руках находится по ту сторону линии фронта.
Если это молчание вызвано крушением искренней веры в то, что все зло на Земле сосредоточено в русской деспотии, а все добро - в цитаделях западной демократии, то это еще понятно. Но тогда, может быть, стоит и покаяться в собственных заблуждениях, с помощью которых судили других? Тем более что призыв к покаянию в последние годы был одним из самых популярных в арсенале правозащитного движения России.
А вдруг причина иная? Даже не хочется об этом думать, опять поднимая руку на святое.