20.05.2004 02:50
    Поделиться

    Ульяновский коллапс

    Восстановить работоспособность энергосистемы своими силами регион уже не сможет

    Ситуацию в регионе можно по праву назвать уникальной. Территория в центре России, где нет ни проблем с доставкой топлива, ни технических сложностей в энергоснабжении, ни особых климатических условий, пришла к финансово-энергетическому кризису такого масштаба, что разрешить его без федерального вмешательства, видимо, уже невозможно. По существу, это кризис политический, который выражается в том, что местные власти оказались не в состоянии организовать свои бюджеты так, чтобы область и город могли оплачивать столько энергии, сколько потребляют. А федеральный центр в свою очередь не может заставить местных руководителей "жить по средствам" или уж хотя бы "доплачивать" за них из российской казны.

    Крайними же в этой ситуации как всегда оказываются жители "проблемных" территорий, которым приходится испытывать на себе результаты действия этой управленческой вертикали. И уж, конечно, не случайно Ульяновск все больше укрепляет свой статус "протестного" города - он остался единственным в России, где люди отказались избрать депутата Госдумы и уже дважды предпочли всем политикам кандидата "против всех".

    Жителей понять легко: они уже много лет регулярно сидят без тепла и света, но даже смена местных руководителей не может этого изменить. Бывший губернатор Юрий Горячев пытался построить коммунизм в отдельно взятой области, но дело кончилось гигантскими долгами перед энергетиками, отключением предприятий и холодом в квартирах. Во многом поэтому жители области и отказали ему в доверии, выбрав взамен Владимира Шаманова. Когда новый губернатор принял хозяйство, оказалось, что энергетические долги составили более 3 миллиардов рублей, втрое превысив доходную часть годового бюджета. Было очевидно, что самостоятельно с их выплатой региону не справиться, и Шаманов запросил помощи у центра.

    В 2002 году решение вроде бы было найдено. Региону разрешили выплачивать накопившийся долг постепенно, в течение 15 лет, а потом РАО "ЕЭС России" еще предоставило отсрочку до начала выплат на два года. Естественно, реструктуризация была предоставлена при условии, что область начнет исправно платить за текущее потребление энергии.

    Тогда многим показалось, что уж теперь-то кризис "рассосется" и Ульяновск заживет по-новому. Однако дальнейшие события показали, что экстренные меры только сняли остроту проблемы, но не решили ее по существу: экономической системы, при которой регион оплачивал бы всю потребляемую энергию, так и не было создано.

    Конечно, с одной стороны, это объясняется тем, что по бюджетной обеспеченности на душу населения область - одна из беднейших в стране: как заявил недавно заместитель губернатора Игорь Егоров, в 2004 году она займет по этому показателю 84-е место из 89 регионов России. На одного жителя области бюджет планирует потратить около 4,5 тысячи рублей в год, а на жителя города Ульяновска - вообще 3,7 тысячи. Наверное, федеральный центр мог бы постараться выровнять положение субъектов, чтобы обеспечить всем россиянам более равные условия жизни, некие минимальные стандарты. Но, с другой стороны, ульяновские власти могли бы по крайней мере более ответственно распланировать свои бюджеты.

    Ну, казалось бы, что делать, если денег в казне не хватает? Наверное, логично сначала запланировать траты на необходимое (свет и тепло к таковым, видимо, относятся), а потом уж на все прочее, включая постройку ледового дворца и т.п. Или можно полностью переложить оплату на плечи населения, избавив бюджет от непосильной ноши. На худой конец можно правдами и неправдами "выбить" деньги из Москвы. В Ульяновске же политической воли не хватило ни на первое, ни на второе, ни на третье. В итоге получилось четвертое: власти снова начали накапливать долги, используя эту тему в основном как инструмент в политической войне между собой. А проблема, между тем, опять стала нарастать как снежный ком.

    За 2002 год текущие долги местных бюджетов перед ОАО "Ульяновскэнерго", по подсчетам энергетиков, составили 88,3 миллиона рублей, за 2003 год - уже 323,8 миллиона, а за первые 3 месяца этого года - свыше 400 миллионов. И вот наконец наступил легко прогнозируемый "час икс", когда энергосистема региона начала попросту "схлопываться". Не получая денег за свою продукцию, энергетики не только оставили свои станции без ремонта, но в какой-то момент не смогли платить и за топливо. Теплоэлектроцентрали Ульяновска перешли на резервный мазут, а когда "съели" и его, встали. Причем, как говорят специалисты, оборудование до такой степени изношено и ненадежно, что запустить его после остановки без необходимого ремонта уже не удастся.

    По словам заместителя генерального директора СМУЭК Юрия Римера, минимальная программа ремонта по ульяновской энергосистеме составляет 450 миллионов рублей - это та сумма, без которой будущей осенью отопительный сезон просто не начнется. К этому надо прибавить 123 миллиона рублей долга за газ, без которых топливо на станциях не появится. Мазут, кстати, обходится еще дороже.

    - Все, дошли до ручки, - говорит Юрий Ример. - Многие думают, что если на нас хорошенько прикрикнуть, мы включим горячую воду. Не включим - просто нечем включать. На турбину ведь не прикрикнешь. Ни технически, ни организационно система сегодня возобновить работу не может. Ситуация, без преувеличения, катастрофическая.

    Получается, что спустя неполные два года после экстренного вмешательства федеральных властей положение Ульяновска стало еще хуже. За это время накоплены новые долги, сумма которых стремительно приближается к миллиарду рублей, а уже летом заканчиваются "каникулы", после которых регион должен приступить к погашению старой реструктурированной задолженности. И при этом энергосистема де-факто утратила технологическую работоспособность.

    Уже очевидно, что местные власти разрешить кризис не в состоянии и оплачивать "реанимационные мероприятия" придется федеральному центру. Вопрос только в том, когда именно это случится - до того, как жители Ульяновска начнут топить мерзлые квартиры "буржуйками", или после. От этого зависит и финансовая цена вопроса, и еще больше - политическая. А кому именно придется оплатить политические издержки - региональным политикам или центру - это, знаете ли, еще вопрос.

    Поделиться