"Я вся такая внезапная..."
Год назад гражданский муж Ирины К. 34-летний Сергей Чертенков освободился из колонии, где отбывал срок за кражу - это уже вторая его судимость. Чуть ли не первым делом разбил окно в квартире сожительницы. Ирина, схватив в охапку трехлетнего сына (это их общий ребенок с Сергеем), ушла к родителям. Через сутки, возвращаясь домой, наткнулась на тоскующего муженька в подъезде. Переступив через порог, Сергей схватил топор и принялся гонять Ирину по квартире. Собрал золото, попытался вынести телевизор. Однако тут ему помешали родители женщины, которым она успела позвонить и сказать, что ее убивают. Телевизор Сергей бросил, а вот золото, которое ему отнюдь не принадлежало (за все время гражданского брака Сергей не работал ни дня и жил за счет жены), унес и в тот же день пропил.
До смерти перепуганная Ирина написала заявление о разбойном нападении в милицию. Родители, наблюдавшие картину происшествия, выступили свидетелями. Сергея Чертенкова арестовали, и он пять месяцев дожидался суда в следственном изоляторе. Но в нападении на Ирину так и не сознался: мол, топора не было, а золото жена отдала ему сама.
Наконец в ноябре минувшего года над Чертенковым начался суд. И как говорится, на глазах у изумленных зрителей Ирина отказалась от своих первоначальных показаний, полностью подтвердив слова Сергея. Да, никто с топором за ней не гонялся. Да, золото отдала добровольно... Родители Ирины подтвердили слова любимой доченьки, и районному суду ничего не оставалось, как оправдать рецидивиста. Прокуратура пыталась обжаловать этот приговор, однако кассационная инстанция оставила его в силе. Сергей Чертенков вышел на свободу и сейчас ночует в притонах вместе с бомжами.
Запоздалое раскаяние
Ирина же, к своему огромному удивлению, оказалась за решеткой. Ее арестовали за преступление против правосудия, повлекшее тяжкие последствия: "Ложный донос". Ах, вы говорите, ничего не было? Зачем же вы отправили невинного человека и вашего супруга в тюрьму на целых пять месяцев? Зачем ввели в заблуждение следствие и суд? Пройдемте, гражданочка... Обливаясь слезами, Ирина отправилась в изолятор временного содержания. Правда, суд, как бы ни был он оскорблен поведением Ирины, не дал разрешения содержать ее под стражей до окончания расследования: у женщины - маленький ребенок, к тому же больной астмой. Ирина провела в камере со специфическим контингентом всего два дня, но ей, девушке из благополучной семьи, вполне хватило и этого. Сейчас она горько раскаивается. Говорит, что пожалела Сергея, которого любит несмотря ни на что. Хочет снова изменить показания и рассказать правду про топор и золото. Но ей, увы, уже ничто не поможет избежать суда.
Дело в том, что она в любом случае уже совершила преступление против правосудия. Если она оговорила Сергея, значит, по ее вине невинного человека долго держали под стражей (статья 306 УК - ложный донос). Если пожалела и наврала уже в суде (статья 307 УК - лжесвидетельство), значит, по ее вине оправдали преступника, и вновь привлечь к ответственности Сергея уже вряд ли удастся. То есть куда ни кинь - для Ирины всюду клин. Вернее, колючая проволока. Правда, по мнению следствия, Ирина скорее всего отделается условным сроком. Но будь на ее месте мужчина, он бы получил реальное наказание - до трех лет лишения свободы.
Комментарий
Александр Сергеев, начальник следственного отдела Дзержинского РУВД:
- Отказ потерпевших и свидетелей от первоначальных показаний в суде сегодня - настоящее бедствие, перечеркивающее всю нашу работу. В случае с Ириной "виновата" любовь - женщина готова из-за нее исковеркать себе жизнь. Но чаще всего нужные показания либо покупают, либо люди сталкиваются с угрозами и не хотят рисковать. Так, недавно от своих показаний отказался потерпевший, у которого вымогали крупную сумму денег. Сцена вымогательства, где связанный предприниматель сидит с полиэтиленовым пакетом на голове, зафиксирована оперативниками на видеопленку, и тем не менее молодой человек, вначале обратившись в милицию, в суде начал утверждать, что ничего подобного не было. Видимо, здесь в ход пошли деньги. А что касается запугивания, то на самом деле у нас в городе нет такой мафии, которая могла бы хладнокровно расправиться со свидетелями. Поэтому, на мой взгляд, бояться мелких жуликов ни к чему: ни один из них не будет отягощать свою участь.