Древнее искусство русских оружейников

  В такой броне я  и шагу-то поначалу не смог свободно сделать, а тому  пришлось в кольчуге через Иртыш плыть. И вовсе за гранью понимания остается то, как можно было сражаться в таких доспехах. Тем более что и меч русского ратника, оказывается, весит не меньше. А вместе со щитом и вообще тяжесть неподъемная. Похоже, прав поэт: действительно, богатыри не мы…

 

Вот уже лет пятнадцать тому, как Олег Формальный работает с железом. А интерес к этому вечному ремеслу появился у него еще в школе. Те места в исторических книгах, где говорилось об оружии, доспехах,  зачитывал буквально до дыр. А после армейской службы еще сильнее к этому потянуло. Начал пытаться сам что-то делать. И так самостоятельно дошел до того, что сейчас и меч выковать может, и кольчужку сплести, и шлем смастерить.

 

Хотя и зовут в Кошках Олега кузнецом-оружейником, кузнечного в его промысле совсем немного. В основном он работает с холодным металлом, лишь изредка раскаляя его до кондиции.

 

А начинается древний промысел с … компьютера. Именно на нем Олег  первоначально рассчитывает все, скажем так, тактико-технические данные будущих доспехов и оружия. И уже потом в своей малюсенькой мастерской, на двери которой старинный герб со львом, расчеты обретают плоть, превращаясь то в скандинавскую алебарду, то в шлем с плюмажем из лошадиного хвоста, то в ту же  древнерусскую кольчужку, одно из самых популярных его изделий. Все эти предметы сделаны с такой исторической точностью, что порой некоторые даже интересуются: а это, часом, не ископаемые подлинники?

Если другие подобные умельцы при изготовлении шлемов, к примеру, легко, без всякого зазрения совести используют сварку, то в поделках Олега этот технологический прием не допускается, поскольку это будет уже исторической неточностью, если не сказать «липой». Только в одном отступает от истины Формальный. Раньше оружейникам поручали изготовление шлемов и оружия, тогда как украшали их другие мастера. Разделение труда, так сказать. Олег же все делает сам, хотя и не считает себя художником-профессионалом.

 

В своих работах в качестве образцов он использует изделия не «моложе» пятнадцатого века, считая, что сделанное позднее уже не так интересно. И кует он в основном русское оружие. Хотя признает, что западные доспехи, которые он попробовал недавно склепать, изящнее  наших. Видимо, за счет готической стилистики. Зато русские труднее в изготовлении, поскольку в них тесно, как в той же кольчуге, переплелись строгий Запад и цветисто-вычурный Восток.

 

За эти годы число доспехов, сделанных Олегом Формальным, перевалило уже за седьмой десяток. В средневековые времена на целую княжескую дружину хватило бы. А нынче разошлись его поделки по городам и весям. Районная власть, чье управление культуры взяло Олега под свою крышу, любит делать своим высокопоставленным гостям такие уникальные подарки. Лишь в прошлом году доспехи достались не чину, но человеку. Их получил победитель всероссийских соревнований по рукопашному бою, которые проходили в Самаре.

 

Кстати, о рукопашных. Олег сотоварищи недавно и сам стал этим увлекаться. Как-то устроили конную битву перед началом сева. Разъезжались, а потом на полном скаку пытались выбить друг друга из седла. А на земле уже на мечах рубка пошла. До первой крови, между прочим. Небольшой, конечно. Теперь думают сделать такие турниры традиционными.

 

А с первого сентября при мастерской Олега откроется центр, в котором местные ребятишки будут постигать тайны древних оружейников. Желающих заняться этим уже сейчас хоть отбавляй.