- дополнительного обоснования целесообразности сохранения лицензирования отдельных видов деятельности, в отношении которых применяются иные методы государственного регулирования, в том числе в связи с проводимой реформой государственного контроля (надзора) и технического регулирования в Российской Федерации;
- уточнения положений, регламентирующих порядок обжалования действий лицензирующих органов, а также аннулирования и приостановления действия лицензии.
Доработанный проект федерального закона в месячный срок должен быть представлен в правительство РФ для внесения в Госдуму в установленном порядке.
На заседании минэкономразвития, минпромэнергетики, МЧС с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено провести анализ эффективности действующей системы государственного регулирования отдельных видов деятельности, а также организовать проведение мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации в области лицензирования с целью оценки влияния мер по сокращению лицензирования отдельных видов деятельности на развитие предпринимательства и обеспечение граждан и государства. Соответствующие предложения должны быть представлены в правительство в месячный срок, сообщает департамент правительственной информации.
Анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, а также практики его применения показал, что существенными проблемами в сфере лицензирования остаются: необоснованное включение отдельных видов деятельности в перечень лицензируемых, необоснованное сосредоточение полномочий по лицензированию на федеральном уровне, сложность процедур получения и переоформления лицензии, а также неурегулированность вопросов защиты прав хозяйствующих субъектов и отсутствие открытости в области лицензирования.
В проекте закона предлагается отменить лицензирование 53 видов деятельности из 123, подлежащих лицензированию сейчас.
К критериям, по которым минэкономразвития предлагает не лицензировать некоторые виды деятельности, относится отсутствие очевидных рисков нанесения ущерба правам, интересам, здоровью граждан, безопасности государства и культурному наследию страны. Это касается, например, технического обслуживания медицинской техники, публичного показа аудиовизуальных произведений. Еще один критерий - наличие иных методов регулирования предпринимательской деятельности (государственный контроль и надзор, регистрация, сертификации, аккредитации и т.д.). К видам относятся, скажем, разработка, производство и ремонт авиационной техники, строительство, производство лекарственных средств.
По мнению министерства, не должна лицензироваться также деятельность, где достаточно сильны механизмы саморегулирования (на основании данного критерия предлагается отменить лицензирование аудиторской, оценочной деятельности и т.д.); иные методы государственного регулирования, действующие в настоящее время (иные методы государственной разрешительной политики).
Как сказал в своем выступлении на заседании правительства заместитель министра минэкономразвития Андрей Шаронов, лицензирование как наиболее жесткая форма государственного регулирования, ограничивающая вход предпринимателей на рынок, должно применяться в исключительных случаях, когда при осуществлении деятельности по объективным причинам невозможно предотвратить нанесение ущерба иными методами регулирования предпринимательской деятельности.
Для упрощения порядка лицензирования предлагается предоставлять полномочия исполнительной власти субъектов Федерации исключительно решением правительства РФ. Срок выдачи лицензии должен быть сокращен с 60 до 45 дней, при этом нужно будет представлять гораздо меньше документов. Из перечня исключаются, например, документы о государственной регистрации и свидетельство о постановке соискателя на учет в налоговом органе.
Если же соискатель заключил договор страхования гражданской ответственности, то он будет лицензироваться по упрощенной схеме. Упрощенный механизм предусмотрен также для тех видов деятельности, где лицензирование решает задачи защиты имущественных интересов граждан (например, перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта, деятельность инвестиционных фондов). На виды деятельности, где лицензирование решает задачи защиты здоровья граждан, обороны и безопасности государства, данный порядок распространяться не будет.
В министерстве считают, что предлагаемый механизм в большей степени, чем лицензирование, направлен на решение задач защиты имущественных прав и интересов граждан. Его введение будет способствовать развитию рыночных механизмов регулирования предпринимательской деятельности, обеспечит лучшую защиту прав хозяйствующих субъектов.
После принятия проекта закона предполагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части установления мер ответственности должностных лиц лицензирующих органов.