Тем не менее в динамике внутренних доходов и спроса в России продолжают наблюдаться не то чтобы уж совсем негативные, но по крайней мере настораживающие тенденции. Благодаря гибкому контролю издержек финансовое положение предприятий остается стабильным, а в отраслях, зависимых от нефтеэкспортных доходов, оно, естественно, улучшается. Однако ужесточение контроля издержек начинает сдерживать инвестиции и текущие производственные программы. Кроме того, проводимая Банком России в целях удержания инфляции ограничительная денежно-кредитная политика также способствует охлаждению конъюнктуры не только на финансовых рынках, но и в реальном секторе экономики. Так что, по всей видимости, темпы экономического роста в среднесрочной перспективе все же несколько замедлятся.
Пока угроз не видно
Но пока экономисты настроены скорее оптимистично. Так, по данным Центра развития, в апреле 2004 года немного подрос сводный опережающий индекс (СОИ) - на 1,8 пункта (со 128,3 до 130,1). Основой роста СОИ стало повышение внутреннего спроса и дальнейшее улучшение финансового состояния предприятий, произошедшее на фоне нефтяных цен, близких к своим многолетним рекордным уровням.
Несмотря на резкое снижение цен на акции, следует ожидать сохранения текущей благоприятной экономической конъюнктуры. Реальных угроз продолжению экономического роста не видно, считают эксперты центра.
Надо отметить, что подобные оценки не были поколеблены даже приостановкой темпов роста производства ранней весной. За последние три месяца, отмечается в результатах консенсус-опроса, опубликованных Центром развития на интернет-сайте opec.ru, оптимизм экспертов относительно перспектив российской экономики существенно вырос. И дело не только в никем не предвиденной повышательной динамике нефтяных цен, подвигшей экспертов к тому, чтобы отодвинуть в более отдаленное будущее момент завершения экспортного бума. Весьма заметно выросли также прогнозные оценки роста внутреннего спроса - как потребительского (до 8,8 процента в 2004 году и 7,5 процента в 2005 году), так и, особенно, инвестиционного - до 11,8 процента в 2004 году и 10,5 процента в 2005 году. В то же время в условиях практически стабильного валютного курса и продолжающейся инфляции (10,6 процента в 2004 году, 9,1 процента в 2005 году), из-за заметного реального укрепления рубля, импорт по-прежнему будет расти ускоренными темпами. Вследствие этого, по прогнозу консенсус-опроса центра, темпы прироста ВВП окажутся ниже темпов прироста внутреннего спроса и составят 6,6 процента в нынешнем и 5,6 процента в 2005 году (цитируется по тому же источнику).
Осторожность прогнозов
Как видно, оптимизм этого экономического прогноза носит все же осторожный, а при ближайшем рассмотрении - даже относительный характер. Для этого достаточно сопоставить прогнозные показатели с теми, которые наблюдались в прошлом году и в первые месяцы 2004 года. Если мы посмотрим на динамику промышленного производства, то в апреле по сравнению с мартом зафиксировано традиционное сезонное снижение абсолютных объемов выпуска продукции. По отношению к апрелю прошлого года промышленность прибавила всего 6,7 процента, что лишь символически превышает мартовские 6,6 процента. Да, аналитические расчеты, устраняющие действие сезонного и календарного факторов, показывают несколько другие цифры. Но методики выравнивания различны, и, кстати, далеко не все они однозначно подтвердили повышательную динамику производственного тренда в апреле.
Еще с большей осторожностью можно интерпретировать показатели динамики инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых доходов населения. Во-первых, их текущие значения заметно выше прогнозных, что само по себе вызывает закономерный вопрос об источниках оптимизма при снижении ожиданий - особенно среднесрочных.
Во-вторых, текущие показатели имеют явную тенденцию сползания вниз. Так, прирост инвестиций в основной капитал по итогам первого квартала 2004 года составил 13,1 процента, а в апреле - 12,5 процента. Соответственно реальные располагаемые доходы населения в первом квартале возросли на 11,5 процента, а в апреле - всего 8,6 процента. Как осторожно выразился вице-премьер Александр Жуков, эти цифры "создают условия для дальнейшего экономического роста". Ничего более оптимистичного из них пока извлечь, к сожалению, нельзя.
Думается, однако, что расчет в плюс или минус десятых долей процента прироста производства или доходов - еще далеко не самая серьезная проблема российской экономики. Высокодоходный экспорт энергоносителей не превращается в импорт или развитие собственных высоких технологий. Задача эта, разумеется, поставлена. Но внятных идей насчет ее решения нет. Между тем время идет, доходы от экспорта нефти государство собирает в Стабилизационный фонд, а частный бизнес расходует по своему усмотрению. Следует ли из этого хотя бы упомянутое А. Жуковым создание условий для продолжения экономического роста, основ будущего процветания, сказать трудно. Но как это ни странно, именно в разгар экспортного бума и вроде бы ожидаемого роста доходов на финансовых рынках вдруг лавинообразно возросли ожидания локальных корпоративных дефолтов.
На борьбу с инфляцией
Так что пока нефтедоллары приносят лишь рост диспропорций и, следовательно, инфляционных ожиданий. Чтобы не допустить разнообразных денежно-кредитных излишеств и повторения в той или иной разновидности кризисных явлений в финансовой сфере, Банку России пришлось прибегнуть к довольно серьезному ограничению денежного предложения. Минимальная маржа и избыток ликвидности побуждали финансовые предприятия к чрезмерной кредитной экспансии, что сводило на нет антиинфляционное воздействие укрепления рубля. Поэтому Центробанк произвел корректировку курсовой политики одновременно с ограничением денежного предложения. Это серьезно ослабило спекулятивные настроения финансовых рынков и привело к пересмотру инвестиционных приоритетов на более консервативные финансовые инструменты и отчасти в пользу реального сектора. Как представляется, дальнейшая политика Банка России будет также направлена на сдерживание спекулятивной активности и поддержание условий снижения инфляции и экономического роста.