25.05.2004 03:59
    Поделиться

    ЖКХ перейдет в частные руки

    Разработан законопроект об инвестиционных соглашениях по предоставлению коммунальных услуг

    - Юрий Павлович, в каком состоянии находится ЖКХ сейчас?

    - Ответ очевиден каждому - в запущенном. Этим, в частности, определяется повышенный интерес нового правительства страны к реформированию и развитию отрасли.

    По объективным причинам или чьему-то недомыслию ЖКХ до последнего времени оставалось за рамками рыночных отношений. С молчаливого согласия властей больницы, школы, детсады и другие учреждения социальной сферы не расплачивались за потребляемые услуги. Нет денег - нет ресурсов. Объекты ЖКХ пришли в особенно плачевное состояние именно за последние полтора десятка лет.

    Тогда как вся экономика реформировалась и реструктурировалась, самая крупная отрасль непроизводственной сферы не просто топталась на месте, а откатывалась назад. Потенциал велик. Нужды 1092 российских городов и 1872 поселков городского типа обслуживают свыше 4,2 миллиона человек, занятых в более чем 52 тысячах организаций.

    Но что могла поделать вся эта армия, оказавшись по сути безоружной? На глазах преждевременно разрушалась надежность функционирования системы жизнеобеспечения населения. Из года в год повторяющееся невыполнение объемов ремонта и замены оборудования и сетей привели к лавинообразному росту аварийных и даже чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся тяжелейшими последствиями для граждан и экономики страны.

    Для справки:

    В целом по России физический износ котельных составляет 54,5 процента, водопровода - 65,3, канализации - 62,5, теплотрасс - 62,8, электросетей - 58,1, водопроводных насосных станций - 65,1, канализационных насосных станций - 57,1, очистных сооружений водопровода - 53,9 и канализации - 56,2, трансформаторных подстанций - 57 процентов. Физический износ улично-дорожной сети превысил по стране 52, мостов - 45, путепроводов - 56 процентов.
    В 2003 году определен перечень наиболее критических регионов и подготовлен анализ технического состояния основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве с предложениями по комплексу мер и путей выхода из создавшегося положения.

    - Почему частые аварии и периодические отключения являются российской особенностью? Как обстоят дела с ЖКХ в других "северных" странах - США, Канаде, Скандинавии?

    - Основной причиной являются крайне изношенные трубопроводы. В США и Канаде они вообще отсутствуют. Теплоснабжение потребителей осуществляется от автономных источников.

    В Скандинавии применяется более качественная сталь для трубопроводов с хорошей пенополиуретановой изоляцией. Температура в системе теплоснабжения - 120 градусов. Давление в сетях поддерживается только для преодоления гидравлического сопротивления самой сети.

    У нас температура в системе теплоснабжения достигает 130-150 градусов. При этом за счет повышенной температуры идут активное образование кислородной коррозии и разрушение трубопроводов.

    Кроме того для России характерны огромные перерасходы топлива. В Германии за отопительный сезон для одного квадратного метра жилья оптимально расходуется около 3 литров топлива. Семь литров - это обычный усредненный показатель. Очень плохо, когда этот показатель достигает величины 20 литров. В России на те же цели тратят 80 литров. Конечно, в нашей стране более суровый климат. Если в Германии так называемый коэффициент суровости 3200, то у нас - 5000. В то же время в довольно близкой нам по климату Швеции за отопительный сезон для одного квадратного метра жилья используется 14-18 литров топлива.

    Для справки: потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют не менее 10-15 процентов. Срок службы теплотрасс в 4-6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в сетях достигают 30, а кое-где 40 процентов произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки, неотлаженного процесса горения составляет 12-15 процентов и выше. КПД таких котельных колеблется в пределах 20-40 процентов. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 183,5 тысячи километров, из них почти 33,7 тысячи, или 18,4 процента нуждаются в замене и не должны планироваться к дальнейшей эксплуатации. КПД коммунального теплоэнергетического оборудования в среднем по России составляет 67,58 процента.

    Около 70 процентов территории России относится к так называемым районам децентрализованного энергоснабжения. Для энергообеспечения этих районов используется около 49,5 тысячи дизель-генераторных установок суммарной мощностью 17 миллиардов киловатт. На этой территории расположено более 70 городов, свыше 360 поселков городского типа и около 1400 мелких населенных пунктов. Прежде всего речь идет о Сибири, Дальнем Востоке, Севере и приравненных к ним территориях, которые включают 14 краев и областей, 6 республик, 10 автономных округов.

    В некоторых европейских странах и в США доля малой энергетики достигает четверти всего объема производимой энергии. В России можно планировать достижение уровня 12-15 процентов только в ближайшие годы.

    - Какие изменения ждут ЖКХ в случае принятия пакета законопроектов, рассмотренных правительством 13 мая?

    - Основными документами пакета являются Жилищный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об ипотеке", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О погребении и похоронном деле", Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также вновь разрабатываемые федеральные законы - "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ", "Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства", "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "Об общих принципах тарифного регулирования".

    Принятие пакета документов позволит создать правовые и организационные основы обеспечения и защиты конституционного права граждан на жилище, усовершенствовать отношения в ходе градостроительной деятельности между всеми ее субъектами, развивать правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

    Принятие законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит создать правовые условия для финансового оздоровления предприятий ЖКХ с целью стабилизации работы отрасли, сформировать единую законодательную и нормативно-методическую базу в сфере тарифного регулирования, обеспечить имущественную основу организаций коммунального хозяйства муниципальных образований, создать необходимые условия для привлечения инвестиций в сферу коммунального обслуживания.

    Для справки: в Российской Федерации ежегодно умирает более двух миллионов человек. Стоимость похоронных услуг постоянно увеличивается. Привязка социального пособия на погребение и стоимости гарантированного перечня услуг по погребению к фиксированной сумме (1000 руб.) приводит к увеличению разрыва между реальной стоимостью затрат по погребению, на которой отражаются инфляционные процессы, и размером возмещения. В связи с этим возрастает число "невостребованных" умерших. В среднем по отдельным регионам за 2003 год такое увеличение составило 21 процент по сравнению с 2002 годом.

    Фактически органы местного самоуправления самоустранились от решения вопросов содержания и благоустройства кладбищ. Действующим законодательством Российской Федерации не урегулированы вопросы выделения, организации и содержания земельных участков, занятых местами захоронений. Эти вопросы требуют своего уточнения в Федеральных законах "О погребении и похоронном деле", "О плате за землю", Лесном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных нарушениях, Земельном кодексе Российской Федерации, проекте федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую".

    - В чем суть подготовленного законопроекта об инвестиционных соглашениях?

    - Целью законопроекта является создание необходимых условий привлечения инвестиций для использования, реконструкции, модернизации существующего или создания нового муниципального имущества в коммунальном комплексе, имеющего большое общественное и социально-экономическое значение.

    Законопроект определяет порядок заключения инвестиционных соглашений с российскими и иностранными инвесторами в сфере коммунального обслуживания.

    Отношения между муниципальными образованиями, с одной стороны, и частными коммерческими структурами, включая инвесторов, с другой, позволят создавать новое имущество, существенно улучшать качество использования существующего, минимизировать бюджетные расходы и затраты административного ресурса на эти цели, а также обеспечивать пополнение бюджетов за счет налоговых и других выплат в ходе реализации инвестиционного соглашения.

    Принятие законопроекта даст возможность создать правовую основу регулирования инвестиционных отношений в сфере коммунального обслуживания, включая процедуру заключения, изменения и прекращения инвестиционных соглашений в данной сфере. Обеспечивается подготовка коммунальной инфраструктуры для вновь возводимых строительных объектов, что приведет к увеличению темпов жилищного строительства. Уменьшатся бюджетные затраты на эксплуатацию и создание муниципального имущества. Появятся дополнительные гарантии инвесторам, осуществляющим инвестиции в муниципальное имущество в коммунальном секторе. Улучшится предпринимательский климат в Российской Федерации.

    Закон не только позволит модернизировать и повысить эффективность использования объектов жизнеобеспечения населения, но и обеспечит дальнейшее увеличение объемов средств, направляемых на финансирование коммунального сектора. После окончания инвестиционного соглашения муниципальные образования, как собственники соответствующего имущества, не затратив собственных средств на модернизацию систем подачи воды, тепла, газа, получат обновленную инфраструктуру с одновременным уменьшением себестоимости поставляемых ресурсов и повышением качества услуг. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на стоимости данных услуг и, следовательно, на размерах тарифов, по которым их оплачивают конечные потребители.

    Для справки: ежегодно в городах и поселках городского типа образуется примерно 130 миллионов кубометров твердых бытовых отходов (ТБО).

    По прогнозам, к 2005 году ежегодное накопление ТБО возрастет до 200 миллионов кубометров. Самым распространенным методом утилизации до настоящего времени остается "депонирование" 90 процентов несортированных отходов на свалках и полигонах, занимающих площадь свыше 40 тысяч га. При этом уничтожается (захоранивается) до 90 процентов полезной продукции: около 9 миллионов тонн макулатуры, 1,5 миллиона тонн черных и цветных металлов, 2 миллиона тонн полимерных материалов, 10 миллионов тонн пищевых отходов, 0,5 миллиона тонн стекла.

    Опыт переработки ТБО в России и зарубежных странах показывает, что не существует какого-либо единого универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Фактически конкретно для каждого региона и поселения метод переработки ТБО должен выбираться, исходя из местных условий.

    Политика в сфере управления отходами главным образом ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования. Однако централизованная государственная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов отсутствует. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы утилизацию.

    - Назовите действенные механизмы привлечения предпринимателей в ЖКХ. Как они используются на местах?

    - В целях обеспечения условий для привлечения частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо: во-первых, финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса; во-вторых, законодательное установление единого порядка тарифного регулирования; в-третьих, перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость; в-четвертых, проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований; и наконец создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом.

    Требуется государственная поддержка модернизации и реконструкции объектов ЖКХ.

    В той или иной степени названные механизмы используются органами местного самоуправления. К примеру, в Иркутской области на территории трех муниципальных образований проводится эксперимент по передаче в доверительное управление частным предпринимателям жилищного фонда, создаются частные управляющие компании.

    В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В 19 субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению новой экономической модели реформы ЖКХ путем перевода бюджетных дотаций на персонифицированные социальные счета граждан. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты.

    Применение тех или иных механизмов привлечения частного бизнеса в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг зависит от норм действующего законодательства, определенных местных условий, а в большей степени воли органов местного самоуправления, их желания навести порядок в этой сфере муниципального хозяйства.

    Для справки: сейчас в среднем 16-25 процентов коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную (15,8 процента) или смешанную (23,5 процента) форму собственности. В теплоснабжении их около 30 процентов. Предприятия совместной формы собственности с участием иностранного капитала не достигают и одного процента. Частным компаниям принадлежит 13 процентов тепловых источников и тепловых сетей. В городском электро- и водоснабжении эти показатели соответственно составляют 37 и 17 процентов.

    - Юрий Павлович, как же все запущено и как много разных условностей. Неужели все это бремя смогут поднять на свои средства население и частные инвесторы, чтобы нам подравняться с другими чистенькими и ухоженными странами?

    - Цена вопроса - 1,5-2 триллиона рублей. Это сопоставимо со всем госбюджетом. Образно говоря, надо всем миром на годик поехать погостить в другую страну, чтобы сэкономить такую сумму.

    Для справки: благоустройство жилых домов основными видами инженерного обеспечения составляет: водопроводом - 72,2, канализацией - 70, центральным отоплением - 75, ваннами - 64,4, горячим водоснабжением - 61, газом - 70,2, напольными электроплитами - 16,5 процента.

    Более 290 миллионов квадратных метров или 11 процентов всего жилого фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения. Еще 250 миллионов квадратных метров или 9 процентов требуют реконструкции. Около 20 процентов городского жилого фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом по России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 миллионов человек - каждый третий-четвертый.

    - Когда можно будет с удовлетворением сказать, что проблемы ЖКХ решены?

    - Один из временных ориентиров, который может более или менее верно подсказать время существенных улучшений в ЖКХ страны, - это подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" Федеральной целевой программы "Жилище", которая была утверждена в ноябре 2001 года и рассчитана до 2010 года. Хотя, разумеется, стоит оговориться, что ее реализация сталкивается со сложностями.

    Для достижения намеченных целей необходимо обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, оказывать государственную поддержку модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.

    Программные мероприятия включают инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование благоприятных условий для привлечения в нее инвестиций.

    Слаженные действия всех уровней власти, выполнение ими поставленных подпрограммой задач позволят обеспечить повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг - главные цели проводимых преобразований в ЖКХ.

    Если уж цитировать, то кто-то верно подметил: "Благоустроенность для города - все равно что здоровье для человека: ее присутствие незаметно, а отсутствие мучительно". Соприкасаясь ежедневно с красотой и ухоженностью родного города, жители испытывают ее воздействие значительно сильнее любых призывов и предвыборных обещаний, видя в этом подлинную заботу о себе.

    Для справки: при среднем уровне удельного водопотребления по Российской Федерации на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды 248 литров в сутки на одного человека в ряде регионов этот показатель не превышает 150-200 литров.

    Пропуск через очистные сооружения канализации остался на уровне прошлого года - 14 миллиардов кубометров, что составляет 86,4 процента сточных вод, сбрасываемых городами и другими поселениями. Из них очищаются до установленных нормативов 28 процентов. Дефицит мощности канализационных сооружений в настоящее время достигает более 9 миллионов кубометров в сутки. Утечка и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15,3 процента от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки превышают 30 процентов.

    (Справочные материалы и диаграммы предоставлены Федеральным агентством по строительству и ЖКХ).

    Иллюстрация:

    Поделиться