Как рассказали "РГ" вчера в Главном управлении собственной безопасности МВД России, эта операция готовилась около года и является продолжением скандала вокруг 6-го МРЭО ГИБДД Москвы, сотрудники которого были пойманы 13 января этого года на регистрации угнанных за границей автомобилей (мы подробно писали об этом). Розыск машин сначала привел оперативников в Самару и Нижний Новгород, куда были переправлены авто. Выяснилось, что паспорта транспортного средства (ПТС) и техпаспорта иномарок были настоящими. Разумеется, началась проверка, как и кем оформлялись документы. Оказалось, что угонщики иномарок поставляли машины в московскую ГИБДД, сотрудники которой и "узаконивали" краденое.
Основным местом действия стала станция метро "Бабушкинская". Оперативник ГУСБ под видом покупателя внедрился в банду. К понедельнику он уже приобрел три краденые машины - два "фольксвагена-пассат" и один "гольф" - и договорился о четвертой. Встреча с продавцами произошла в шесть вечера прямо на платформе. Оперативник отдал 4 тысячи 300 долларов за авто сотруднику 3-го спецполка ДПС капитану Александру Морозову. Получив деньги, он удалился, а товарищи Морозова - Сергей Зайцев, Дмитрий Грибовский и Олег Курапов - повезли "клиента" к автостоянке на улице Корнейчука. Как только они вывезли товар - черный "фольксваген-гольф" 2000 года выпуска - и передали ключи и документы на авто, в дело вмешались бойцы СОБРа. Троица моментально оказалась в горизонтальном положении с наручниками на запястьях. Выяснилось, что машину угнали в Москве в начале года, а ее номера даже не были перебиты. Кстати, реальная стоимость такого автомобиля - примерно 15-20 тысяч долларов.
Примерно в то же время задержали и сотрудника ДПС с деньгами. Оперативники проследовали за ним в вагоне метро и "взяли" на выходе со станции метро "Медведково". По их словам, задержанный Морозов был просто в шоке от случившегося. По оперативным данным, он сбывал краденые машины уже год, но у капитана и в мыслях не было о том, что он "на крючке" у ГУСБ.
Чуть позже начались обыски и аресты в других местах. В центральном офисе ГИБДД прямо на рабочем месте был задержан инспектор 1-го отделения по учету автотранспорта майор Юрий Морозов. По данным ГУСБ, именно он ставил на учет угнанные автомобили. Сегодня однофамильцу капитана, задержанного в Медведкове, предстоит визит на допрос в прокуратуру. Интересная находка ждала оперативников в 3-м батальоне ДПС на Дмитровском шоссе. Здесь на стоянке расположились четыре джипа, числившиеся в угоне. Что интересно, на одном из них ездил заместитель руководителя этого подразделения Тамчук. Один из автоинспекторов попытался выехать на "чероки" начальника с территории офиса, дабы отвести от него подозрения, но ему это не удалось.
Поиски угнанных иномарок не ограничились столицей. В подмосковном Реутове был задержан А.П. Прожерин, бывший преподаватель в средней школе милиции. Он сам рассказал, где хранятся похищенные авто и привел оперативников в гаражный комплекс. Здесь "отстаивались" шесть разыскиваемых машин. Ближе к ночи в подмосковном Пушкино был обнаружен цех по перебивке номеров на агрегатах машин. По словам милиционеров, производство было налажено на высочайшем уровне. Его хозяин Сергей Холод был задержан, причем милиционеры изъяли у него огнестрельное оружие - револьвер и винтовку.
Нашли угнанные машины и в Нижнем Новгороде. Здесь были изъяты четыре грузовика, а Александр Леньшин, руководитель фирмы "НТК-2000", продававшей краденое, также задержан. При обыске у него изъяли пачку копий ПТС, часть из которых была выписана еще в 2001 году тем самым 6-м отделением МРЭО Северо-Восточного округа Москвы, а также четыре ствола нарезного оружия с оптическим прицелом.
- В ходе операции задержано восемь человек, - подытожили ее итог "РГ" в ГУСБ МВД России. - Один из них, Александр Морозов, сотрудник ДПС. Остальные - гражданские лица, часть из которых занималась угоном машин, часть - реализацией краденого. Задержаны граждане Прожерин, Холод, Курапов и Грибовский, участники "мурманской" преступной группировки, Глебовский по кличке Гоша, Давыденко и Леньшин. Двум последним уже предъявлены обвинения по статье "кража". Всего же было произведено 18 обысков, в результате которых было обнаружено множество оружия, документации, поддельных номеров, ПТС и бланков доверенностей. Изъяты 25 ранее угнанных машин. Среди них - несколько джипов "чероки" и "лексус", "тойоты", "БМВ", "фольксвагены". В одном из гаражей найдена хорошо спрятанная машина "феррари". Угонщики продавали ее за 5 тысяч долларов при реальной рыночной стоимости в 120 тысяч.
Что интересно, угнанные машины продавали примерно за треть реальной стоимости, что, конечно же, не могло не насторожить покупателей. Группировка в целом по России насчитывает около ста членов, часть из которых - сотрудники милиции. Как правило, каждый из них работал в связке с четырьмя-пятью криминальными элементами и обеспечивал "документальное" прикрытие. Так что задержания и обыски на этом явно не закончатся. Машины "уходили", как правило, на Кавказ (например, в Нижнем Новгороде покупатели с гор закупили "оптовую партию" в 15 иномарок, угнанных из столицы), за Урал и даже в центральную Россию - в Самару, Воронеж.
Как отмечают в ГУСБ, после того, как стало известно о первых арестах, некоторые сотрудники правоохранительных органов решили добровольно сдать краденые авто. Лишившись потраченных на машины денег, они рассчитывают искупить свою вину. Пока точное число сданных машин неизвестно, но прощение им почти наверняка обеспечено - сложно доказать, что покупатели заведомо знали о том, что машины краденые.