Омоложенная старость

В погоне за молодостью и красотой наша элита меняет увлечения как перчатки. Нынешние новые русские, политики и поп-звезды, сбросив лишние килограммы по методике известного доктора или после порции неких уколов, теперь молятся на стволовые клетки. Именно они якобы явили чудо возвращения былого Ельцина. Так что же это за феномен? Средство Макропулоса, обещающее чуть ли не вечную молодость? Очередной кумир-однодневка? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заведующим лабораторией Института биологии гена РАН, лауреатом Государственной премии РФ, членом-корреспондентом РАН Леонидом Корочкиным.

 

- Ажиотаж вокруг омоложения человечество уже проходило в начале прошлого века. Многие знаменитости, в частности Марлен Дитрих и Чарли Чаплин, платили огромные деньги за инъекции тканей эмбрионов. Это как-то связано со стволовыми клетками? Ведь они тоже берутся у эмбрионов?

- Это разные вещи. Принцип давно известных методов омоложения в следующем. Страждущим сбросить года делается укол из вытяжки тканей эмбрионов животных, и люди чувствуют, что возраст отступает. Появляется бодрость, легкость и т. д. Но, оказывается, для этого вовсе не обязательно использовать ткани эмбрионов. С тем же эффектом можно вводить что-то для нашего организма чужеродное. Главное, чтобы иммунитет испытал встряску, которая его активизирует. Тогда у человека появляется ощущение, что он помолодел.

Но надолго ли? Как выясняется, нет. Не случайно клиентам модных клиник врачи рекомендуют ежегодно повторять процедуру. А ее цена - десятки тысяч долларов. Важно подчеркнуть, что этот путь возвращения в юность не безобиден. Ведь чужеродные клетки могут вызвать аллергию, а иногда и опухоли. Если говорить о сути дела, то скорее всего именно такое омоложение, а вовсе не стволовые клетки, сегодня широко рекламируется многими медицинскими салонами.

- Но есть институты и научные центры со звучными названиями, которые работают именно со стволовыми клетками. И операции ведут наши знаменитые специалисты, например, академики Лео Бокерия, Ренат Акчурин, Валерий Шумаков. Чем эти новейшие методы отличаются от прежних?

- Само понятие "стволовые клетки" впервые появилось в работах русского ученого Александра Мельникова в начале XX века. У эмбриона они образуются сразу после зачатия и обладают огромным потенциалом к развитию. Говоря образно, это - чистый лист. Ведь на этой стадии они еще не имеют "специализации" и способны превращаться в любые клетки других органов. То есть пока зародыш растет, стволовые клетки строят его организм, становясь клетками сердца, печени, мозга и т.д.

Долгое время считалось, что их запас быстро иссякает и уже на поздних стадиях развития эмбриона они фактически исчезают. Такое представление бытовало до тех пор, пока другой русский ученый Александр Фриденштейн не открыл, что стволовые клетки есть и у взрослого организма. Их намного меньше, чем у эмбриона: процент и даже доли процента. И с годами это количество, к сожалению, только убывает. А выполняют они важнейшую роль. Если в каком-то органе происходят серьезные изменения и он подает сигнал SOS, то стволовые клетки начинают размножаться и заменять пораженные.

Это открытие и породило современный бум. И главное - подтолкнуло ученых к тому, чтобы в лабораториях самим выращивать стволовые клетки. Это важнейший момент. Ведь чем мы старше, тем этих клеток меньше. Они не успевают восстанавливать разрушенное. Мы старимся.

- Но если чудо-клетки научились выращивать, то почему бы их не вводить для профилактики, не ожидая, когда в организме начнутся сбои? Или искусственно стимулировать их наработку самим организмом?

- Подобный эксперимент был поставлен. Оказалось, как только количество новых стволовых клеток начало в организме увеличиваться, "старые" стали гибнуть. Получается, если человек здоров, то у него поддерживается некий постоянный уровень этих клеток. А механизм наработки новых включается только при каких-то сбоях. Почему так происходит - задача для ученых.

- Как же из безликих стволовых клеток получить клетки органов, того же мозга или сердца?

- Для этого найдены специальные препараты - так называемые индукторы. Например, ретиноевая кислота. Если ею подействовать на, как вы выразились, безликие стволовые клетки, то они могут превратиться в такие, из которых затем строятся клетки мозга. А есть индукторы "желудочные", "сердечные", "нейральные" и т.д. И вот что интересно. Степень ориентации можно варьировать. Скажем, лишь чуть сдвинув ее в сторону "нейральных" клеток, можно затем ввести их в определенную зону мозжечка. И там они "дозревают" до клеток - старожилов этой зоны.

- Коллектив воспитывает? Происходит своего рода ассимиляция?

- Да. Получается, что само окружение влияет на судьбу пересаженных клеток. Другой вариант - вводить в организм клетки уже заранее сильно ориентированные. Что лучше? Это еще предстоит исследовать.

- Сегодня в российских клиниках лечат разными видами стволовых клеток. Взятыми как у самого пациента, так и у эмбрионов. Каковы "плюсы" и "минусы" каждого варианта?

- У эмбриональных стволовых клеток высокий потенциал размножения, чем они и привлекательны. Но это достоинство является одновременно и недостатком. Они могут с вероятностью 25 процентов спровоцировать появление опухоли. Кстати, по одной из современных гипотез, причина рака заключается в том, что организм теряет управление над стволовыми клетками и они начинают бесконтрольно размножаться.

Еще один "минус" - чужеродность. А значит, не исключены проблемы с отторжением введенных клеток. И наконец - этика. Вы же знаете, что многие с крайним неодобрением относятся к манипуляциям с человеческими эмбрионами. В целом ряде стран терапия с использованием эмбриональных стволовых клеток серьезно ограничена и даже запрещена. А вот метод, основанный на использовании стволовых клеток самого пациента, лишен этих недостатков. Их берут, скажем, из ребра или подвздошной кости, затем с помощью специальных технологий размножают и превращают в клетки того органа, которому требуется лечение, после чего их в него и вводят. Но и у этого способа тоже есть "минусы", которые предстоит устранить.

- В последнее время появились сообщения, что пересаженные клетки могут оказаться функционально неполноценными.

- Какими будут отдаленные последствия таких операций, сегодня не ответит никто. Точно так же ученые пока ничего не знают о том, что происходит с введенными в организм человека клетками. Как они встраиваются, например, в миокард или печень? Есть и другая сложность: приживление может пройти не совсем благополучно. И тогда в органе появляется рубец. Сейчас ученые ищут способы, чтобы сделать встречу стволовых клеток максимально "теплой", чтобы ассимиляция прошла без проблем. Для этого используются, в частности, методы генной инженерии.

В целом же стволовые клетки сулят большие перспективы, но спешить с их применением для лечения человека, на мой взгляд, не следует. Здесь необходима осторожность и тщательная, многократная проверка на животных. И конечно, нужна максимальная поддержка таких исследований.

- И все же, Леонид Иванович, могут стволовые клетки повернуть время вспять? Вернуть человеку молодость?

- Вряд ли. Ведь старение - это процесс очень сложный, связанный с перестройкой всего организма. Сомневаюсь, что локальная "заплата" на каком-то органе способна совершить чудо омоложения.

- А какова перспектива в лаборатории вырастить из стволовых клеток какой-нибудь орган? Если бы удалось эту технологию поставить на поток, то замена выработавших свой жизненный ресурс сердца, печени, легких стала бы реальностью.

- Информация о таких работах периодически появляется, есть и определенные успехи. И мы совместно со шведскими учеными проводили эксперименты в этом направлении. Но все это пока лишь первые шаги. До реальных искусственных органов, полученных из стволовых клеток, еще предстоит пройти долгий и нелегкий путь.