Школьная администрация поделится властью

Законопроект предусматривает наличие таких советов во всех учебных заведениях, где число учащихся превышает пятьдесят человек. В случае принятия закона это станет обязательным с 1 января 2007 года.

Управляющие советы в школах - это форма общественного самоуправления, один из способов обеспечить демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Такой принцип зафиксирован в Законе "Об образовании", но не получил развития. Школы до сих пор больше напоминают воинскую часть, где комбат-директор диктует своим "подчиненным", учителям, ученикам и родителям, что им делать.

Отсутствие коллегиального органа с достаточными полномочиями негативно сказывается на развитии образования.

Школьные управляющие советы - это и есть тот орган, где участники процесса образования (родители, педагоги, учащиеся, представители органов управления образованием) могли бы согласовать свои интересы. По любому вопросу: на что в первую очередь потратить внебюджетные деньги, какие профильные предметы или направления подготовки будут в школе, какие дополнительные образовательные услуги ей оказывать, во сколько начинать уроки и т.д. Будет входить в их полномочия и согласование сметы расходования бюджетных средств, они будут подавать в финансирующие органы свою бюджетную заявку.

Управляющие советы - это отнюдь не дань моде, они существуют повсюду в мире. У нас же до последнего времени отсутствовали, хотя сложилось много форм участия общества в образовании. Тысячи родительских комитетов, попечительских советов и комитетов ученического самоуправления работают сегодня в российских школах. Но не обладают никакими властными полномочиями. И вот теперь их полномочия должны быть закреплены законом.

Эксперимент по внедрению новой формы самоуправления уже идет. Управляющий совет, по моему мнению, это орган стратегического управления. Все оперативное управление школой должно остаться в ведении школьной администрации.

В Великобритании управляющие советы были созданы, когда все бюджетное финансирование (и немалое) было передано в ведение директора школы. У нас же проблема в другом - во внебюджетных деньгах. То и дело в школах возникают ситуации поборов, жалоб, скандалов, притеснения малообеспеченных учащихся. Если мы хотим окультурить эту вторую часть школьной экономики, вмешательство общественности просто необходимо. Но вмешательство тонкое и компетентное. А вот когда будет введен механизм нормативного подушевого финансирования, когда деньги будут следовать за учеником, то такой общественный контроль будет актуален и для второй части школьной экономики - бюджетных средств.

Мнение

Ефим Коган, руководитель департамента образования и науки администрации Самарской области:

- Введение Управляющих советов, по-моему, - шаг преждевременный. У нас сегодня большинство школ не имеет счетов банке, у них нет бухгалтерии. Директора не умеют оперировать деньгами. Директор должен научиться формировать стратегию развития и управлять бюджетом, устраивать политику и научиться маркетингу. Только после этого можно говорить об участии общественности в управлении. Если мы вводим Управляющие советы в качестве эксперимента, то делать это надо не на пяти регионах, а максимум на 2-3 школах одной области.