Она заранее сделала запрос о встрече с находящимися под стражей Михаилом Ходорковским, Платоном Лебедевым и Алексеем Пичугиным, а также с председателем суда, ведущим их дела.
Представитель ПАСЕ посчитала необходимым переговорить во время своего визита и с руководством Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры, членами российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы и представителями неправительственных правозащитных организаций РФ.
Посетивший недавно Москву генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер сказал, что Лойтхойзер-Шнарренбергер направлена в Россию, "чтобы реально увидеть ситуацию, а не судить о ней по слухам и статьям в прессе". Но в свидании с Ходорковским, Лебедевым и Пичугиным представителю ПАСЕ судья отказал.
Адвокат Ходорковского Карина Москаленко такой отказ считает необоснованным. Она говорит, что подозреваемые и обвиняемые на основании письменного разрешения человека или органа, в производстве которого находится уголовное дело, может получить не больше двух свиданий в месяц с родственниками или "иными лицами". По мнению адвоката, представитель ПАСЕ как раз и попадает в категорию "иных лиц". И свидание, как считает Москаленко, должны были дать, "если бы им нечего было скрывать".
Председатель Мещанского суда в своем отказе тоже сослался на закон. Александр Лукашенко написал в отказе, что "представитель ПАСЕ не входит в круг лиц, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может рассчитывать на посещение заключенных в тюрьме. В круг таких лиц входят близкие родственники, адвокаты, священники и консулы, если заключенный гражданин иностранного государства".
Отказ в свидании в этой ситуации, считают судейские, правомерен, потому что в законе четко прописано: на стадии следствия свидание возможно лишь с письменного согласия тех, кто ведет следствие, а на стадии суда - с согласия того, кто ведет судебный процесс. Разрешить свидание подсудимого с представителем ПАСЕ или нет решает в этом случае только судья. Правда, его отказ по закону можно оспорить.
Наша справка:
Статья 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений":
"Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания...
Свидание с родственниками или иными лицами осуществляется под контролем сотрудников мест содержания под стражей".
Статья 20
"Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками или иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем... Переписка осуществляется только через администрацию и подвергается цензуре..."