26.05.2004 02:40
    Поделиться

    Студенты штурмуют столичные вузы

    У театра женское лицо

    Антонина Пилюс,  проректор Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина:

    - Главное условие для того, чтобы стать студентом нашего училища, - талант. А значит, успешно надо пройти творческий конкурс, который предшествует экзаменам. Он у нас начался еще в апреле и идет полным ходом.

    Но бывает и так: прошедший конкурс и показавший потом свою полную безграмотность на экзаменах абитуриент не зачисляется в училище. Из общеобразовательных предметов на экзаменах у нас только сочинение и коллоквиум -собеседование, на котором проверяется общий культурный уровень: знания по истории, литературе, культуре. Это специфический экзамен, от которого никто не освобождается.

    На актерский факультет мы набираем в этом году тридцать студентов на бюджетные места плюс коммерческие студенты. У нас учатся южнокорейские студенты, есть аспиранты и стажеры из Франции, Израиля, Румынии.

    В этом году идет набор на два курса - профессора Владимира Иванова и Юрия Погребничко. У последнего будет специальный курс для его театра "Около дома Станиславского". Есть еще заочный режиссерский факультет, там набор в сентябре.

    Подали заявления 3,5 тысячи человек, то есть конкурс составил примерно сто человек на место. Сначала у нас идут предварительные консультации, а потом - три тура конкурса. К третьему туру мы уже делаем основной отсев, чтобы осталось примерно 3-4 человека на место.

    В правилах приема этого года изменений нет. Если приедут ребята со свидетельствами о сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе, то мы будем их засчитывать, и сочинение им писать не придется. Но если по ЕГЭ плохая оценка, сочинения абитуриенту не избежать.

    Общежитие мы делим на паях с Гнесинским институтом. У нас там один этаж, но всех иногородних студентов обеспечиваем жильем. А коммерческие студенты, иностранцы снимают жилье в частном секторе.

    Многих поступающих заранее волнует проблема трудоустройства выпускников. Официально государственного распределения у нас нет, тем не менее мы устраиваем показы наших ребят в театрах, режиссеры приходят к нам на дипломные спектакли.

    Девушек, как всегда, много. А вот юноши больше, видимо, озабочены добыванием хлеба насущного, стремятся на более оплачиваемые специальности. И все же есть абитуриенты, которым приходится штурмовать училище по пять и даже по семь раз. Например, профессор училища, который работал в Театре на Таганке, поступал к нам семь раз!

    Льготы при поступлении в училище не работают. Безусловно, к нам стремятся многие актерские "наследники", но мы относимся к ним точно так же, как и к остальным. В свое время не приняли детей Евгении Симоновой, Александра Кайдановского. Не прошел по конкурсу сын одного из актеров Вахтанговского театра Александра Филиппенко. И это говорит о полной беспристрастности приемной комиссии.

    Есть ли в училище подготовительные курсы? Есть. И некоторых выпускников мы рекомендуем - на первый или второй тур конкурса. Но гарантий не даем. Практикуем и целевой прием. Уже выпустили около двадцати национальных студий по заявкам с мест. В позапрошлом году у нас получили дипломы ребята из Северной Осетии. Готовим актеров для русских театров Эстонии, Латвии, Молдовы, Украины. Но жесткого распределения нет: если семейная или творческая жизнь сложится в Москве и они не вернутся, то мы не будем на них давить.

    Каждый выпуск зажигает какую-то "звездочку". За последние годы это Костя Крылов, Алексей Завьялов. Бывает, что после окончания училища актер работает не в театре, но где-то рядом с ним - в театральной среде. Либо заканчивает продюсерские курсы, идет на эстраду, в дикторы.

    Первым делом самолеты?

    Александр Матвеенко, ректор Московского авиационного института, академик РАН:

    - Из песни слова не выкинешь, но и девушек мы не забываем: у нас половина студентов - представительницы прекрасного пола. А если серьезно, то в последние годы интерес к техническим специальностям заметно вырос. Что сразу же сказалось и на конкурсе. В прошлом году он подскочил до 3,6 человека на место - в зависимости от факультета.

    В этом году на половину специальностей будем принимать по итогам Единого госэкзамена. Пока ожидания не самые радужные. В апреле проводили пробный ЕГЭ по математике. К нам записались 2200 человек, а пришло всего 370. Если такая же картина будет и на настоящем ЕГЭ, то конкурса на специальности, отведенные только под ЕГЭ, просто не будет. Из всех абитуриентов самыми сильными я бы назвал победителей олимпиад. На олимпиады, которые проводил МАИ, пришло 4 тысячи человек.

    Иногородних абитуриентов мы ожидаем в этом году довольно много. Правда, по сравнению с советским периодом цифры не столь впечатляющие. МАИ принимал раньше на первый курс 3200 человек, иногородних среди них было примерно половина. Теперь мы принимаем с платными студентами столько же, а иногородних - всего шестьсот. Конкурс, правда, раздельный. Причина - ограниченное количество мест в общежитиях.

    Абитуриенты спрашивают, можно ли в МАИ получить степень бакалавра и магистра? У нас есть бакалавриат, но только на гуманитарных факультетах. Я против того, чтобы вводить его для проектантов, - тех, кто проектирует самолеты, вертолеты, двигатели, ракеты, вооружение. Там настолько важна практика, что сокращение сроков обучения до трех лет просто недопустимо. Это будет "недоспециалист". Кстати, в Америке уже ввели пятилетнюю систему обучения по аэронавтике. Что же касается экономистов, юристов, философов, математиков, физиков-теоретиков, то их, на мой взгляд, можно готовить и по двухступенчатой системе.

    МАИ выпускает 700 офицеров запаса в год. У наших студентов сохраняются определенные режимные ограничения, связанные с государственной и коммерческой тайной. Если они едут за границу, то желательно ставить руководство вуза в известность. Многие абитуриенты интересуются, есть ли у наших студентов стажировки за рубежом. Есть, в Европе. А вот в США после введения санкций против МАИ за обучение иранцев наши ребята теперь не ездят.

    Экзамен для учителя

    Сергей Гончаров, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена:

    - Каждый год к нам поступает около четырех тысяч абитуриентов. Нынешнее "вступительное" лето не станет исключением: университет держит первое место по конкурсному баллу среди вузов Петербурга - примерно четыре человека на место.

    Разумеется, закономерен вопрос: почему при таком вроде бы спросе на профессию педагога в питерских школах не хватает около пяти тысяч учителей? Но это проблема общенациональная. Вот губернатор обещала поднять зарплату городских учителей до шести тысяч рублей - и я уверен, что этот фактор сыграет свою положительную роль.

    Многие наши ребята даже со второго курса в школах подрабатывают. Но сегодня учитель - это ломовая лошадь, его призывают тянуть эту ношу безропотно. Он испытывает огромные психофизиологические перегрузки и очень нуждается в социальной поддержке государства.

    Серьезно беспокоит снизившийся уровень качества знаний абитуриентов. Мы пока довольно осторожно относимся к результатам ЕГЭ: впечатления от ребят-"егэшников" неоднозначные. Что же касается обязательного ЕГЭ по русскому, введенному в нашем городе, то раз эксперимент не завершен, к процессу следует относиться соответственно. Например, на филологическом факультете, где важен диалог, умение построить речь, сформулировать мысль. Это все может выявить лишь устный экзамен.

    Поделиться