Итак, очередной раунд переговоров по созданию Единого экономического пространства четырех государств (России, Украины, Белоруссии и Казахстана) завершился - поздно вечером в понедельник в Москву последним из делегации прибыл министр промышленности и энергетики и по совместительству главный эксперт и лоббист ЕЭП Виктор Христенко. Что дал процессу этот раунд в Ялте?
Главный итог, вероятно, тот, что все страны при всем разнообразии подходов решили создать первый элемент ЕЭП, зону свободной торговли без изъятий и ограничений, уже с января 2005 года. Существенно, что это не российская оценка: об этом заявил вчера первый вице-премьер Украины Николай Азаров. Напомним, что еще прошлым летом Украина рассматривалась как наиболее "проблемная" страна именно в части торговых переговоров.
Если учесть, что впервые идея о построении ЕЭП в виде декларации прозвучала в феврале 2003 года, получится, что уже через два года от этого момента мы будем иметь твердую "четвертинку четверки".
Если бы такие темпы наличествовали на переговорах при присоединении России к ВТО (задача сравнимого масштаба и той же тематики), мы бы давно были во Всемирной торговой организации.
Мы не случайно упомянули ВТО, чтобы на этом примере показать: торговые, и вообще экономические, переговоры, в которых затронуты интересы хотя бы двух (а в нашем случае - четырех) стран, вообще не бывают ни простыми, ни быстрыми. Когда Россия попыталась с декабря по май блицем снять все экономические разногласия, возникшие в связи с расширением Евросоюза, эксперты сошлись во мнении, что это невозможно именно в силу сжатых сроков. Что мы и наблюдаем: 1 мая позади, проблемы товарного транзита в Калининград не решены. ЕЭП поражал наблюдателей темпами: его быстро "зачали", стремительно хоронили, столь же быстро возрождали. В итоге мы имеем процесс, который, как говорилось выше, будет на четверть завершен через два года от старта, а полностью примерно к 2007 году, о чем вчера заявил и Владимир Путин. Так что ответ на вопрос, как расставить акценты в наполовину пустом (а может, наполовину полном) стакане, зависит скорее от политического позиционирования того или иного эксперта.
Продолжая проводить аналогию с ВТО, можно заметить, что ялтинский форум сделал через год с небольшим после рождения идеи ЕЭП то, на что у переговорщиков по ВТО ушло лет семь: обозначен объем задачи, которую предстоит решить. Трудно собрать все грибы на поляне, когда не знаешь, сколько их в реальности. 61 документ, которые надо разработать и принять, - вот число "корзин для грибов". Отсюда - обычная на переговорах такого рода, но воспринимаемая на первый взгляд как "разброд и шатание" разница в оценках числа необходимых для формирования ЕЭП документов: от ста до одного, но всеобъемлющего. Если кто-то полагал, что президенты приедут в Ялту с уже готовым решением, то, извините, так не бывает. То, что президенты за два дня решили эту проблему, доказывает, что помогавшие им эксперты были готовы к любому повороту событий, имели при себе разные варианты действий и сумели оперативно найти компромисс.
И в третий раз упомянем ВТО, но уже не как аналогию, а по прямому поводу: повредит ли ЕЭП вступление России или Украины во Всемирную торговую организацию, закроет ли нашим странам двери в ВТО членство в ЕЭП? В принципе ответ можно найти в своде правил, по которым живет и дышит ВТО. Там говорится, что страна - член ВТО имеет право участвовать в тех экономических союзах, в которых считает нужным, лишь бы это членство не обременяло страну какими-то обязательствами, противоречащими нормам ВТО. Свода правил ЕЭП пока нет по определению, но то, что ни один из пунктов ЕЭП не может противоречить требованиям ВТО, очевидно. Цель ЕЭП - снять барьеры между четырьмя государствами.
Остальные трактовки вызваны скорее политической нагрузкой, также понятной в этой ситуации. У всех участников четверки отношения с ВТО складываются разные. Россия борется, как титан, за баланс интересов. Украина рвется туда, отбрасывая осторожность, но ряд чисто тактических неудач отводит ее от вожделенных врат. Казахстан мудро наблюдает, зная, что при желании окажется в ВТО через каких-нибудь пару лет. Наконец, Белоруссия, вероятно, хочет, но даже заикнуться боится. Вступление или невступление в ВТО - это реализация, помимо прочего, политического курса страны, политических амбиций ее лидеров.
Если попытаться кратко определить координаты пункта, в котором находятся идущие в ЕЭП страны, можно сказать так. Миновала первая стадия, когда стороны выразили формальное, оно же принципиальное, согласие. Началась вторая, внешне самая драматичная: страны обозначили свои позиции. С запасом, зная, что придется отступать, поэтому риторика на этом этапе может быть очень жесткой. Лидер страны в такой ситуации может заявить, например, что "ничего не получается" (классический пример - хлопанье женевскими дверями и демонстративный уход нашей делегации из зала заседаний), но это - лишь кокетство, один из многочисленных переговорных приемов.
Третья стадия, которая, похоже, начнется 15 сентября в Астане, на будущем форуме - самая по сути драматичная, но внешне рутинная, когда за закрытыми дверями идет торг, а первые лица появляются перед камерами урывками, говорят общие фразы и тут же уходят в таинственные переговорные кущи.
Факт, что создание ЕЭП, как мы видели, ничем не отличается от нормальных экономических переговоров и идет по мировым переговорным стандартам, - на самом деле ключевой. Прежние давние попытки напоминали встречу мало знакомых людей за обильным столом, которые наутро не помнят, что наговорили.
Научились? Виктор Христенко не раз подчеркивал, что принципы создания ЕЭП в корне отличаются от всех прежних попыток интеграции. Во-первых, страны идут от общего к частному, а не наоборот, как прежде, хороня достигнутое под спудом спонтанно возникающих проблем. Во-вторых, все преисполнились здорового прагматизма и избавились от иллюзий. В-третьих, чиновничья надстройка подождет: у нас есть примеры интеграции, когда кабинеты, флаги и гимны налицо, а в реальности ноль. Хотя и эти принципы, сколь хороши они ни были, не предполагают автоматически столь же хорошего исполнения, здоровый фундамент все-таки важен. Так что стакан скорее наполовину полон. Остальное - личные оценки и прочая лирика, которые к экономическим переговорам имеют все же виртуальное отношение.