27.05.2004 05:57
    Поделиться

    Президентские послания в разных странах

    Ровно десять лет в России существует традиция, согласно которой глава государства обращается к членам обеих палат парламента с ежегодным Посланием. Не нарушена она и сейчас. Специально ради этого события Дума перенесла свое заседание на день, а Совет Федерации - на несколько часов.

    Личное дело каждого обитателя Дмитровки и Охотного Ряда - кем себя чувствовать в этот торжественный день. Народным избранником, свободным человеком в свободной стране, представителем элиты, верным опричником или в конце концов частью паствы... Истоки традиции дают основания для всех этих версий сразу.

    В России первое Послание президента к Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства" прозвучало 24 февраля 1994 года из уст Бориса Ельцина. Согласно принятой в 1993 году Конституции такое обращение является для главы нашего государства не только правом, но и обязанностью. Сам обычай "перевели с американского": первой страной, которая законодательно закрепила практику Посланий, были США - в 1790 году первый президент этой страны Джордж Вашингтон впервые выступил с подобным обращением к Конгрессу. Но американцы тоже, как водится, лишь "купили лицензию", а патенты на изобретение обнаруживаются в гораздо более глубоких исторических слоях.

    Христа не трогаем - он свои проповеди не записывал и не озаглавливал. Зато его последователи-апостолы выступали вполне в духе нынешних спичрайтеров и агитаторов, работающих на "целевую аудиторию". Апостол Петр, например, в своих посланиях к римлянам, коринфянам, финикийцам и евреям излагал стройную систему философских воззрений и практических рекомендаций на тему праведной жизни и духовного совершенствования. Телевидения, по счастью, в те времена не водилось, а рукописи не горят. Каждый желающий может и по сей день ознакомиться с апостольскими посланиям и найти в них десятки отличий от собственной грешной практики. Тем же, кому трудно продираться сквозь библейские тексты, помогает церковь. Правда, не православная, а католическая ее ветвь. Папа Римский достаточно регулярно взывает urbi et orbi (городу и миру), причем может это делать не раз в год, а по мере необходимости. Православие считает самым главным молитву, поэтому наш Патриарх с посланиями не выступает. Но от высказываний по "острым проблемам современности" он тоже, как правило, не уходит. Кстати, иерархи религиозных конфессий обязательно присутствуют в зале, где президент читает Послание, равно как и остальные особо важные для страны персоны и представители всех ветвей власти.

    Из российских царей первым что-то вроде послания произнес Иван Грозный - в 1564 году он рассказал духовенству и посадским людям об "обидах и винах", нанесенных ему аристократией тех времен. Дальше была опричнина и все с нею связанное. Более поздние российские государи к парламенту относились прохладно, общаясь с ним через своих представителей.

    Для американских президентов более важна инаугурационная речь, чем те слова, которые они произносят перед конгрессменами и сенаторами. Знаменитый лозунг "Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, - спросите, что вы можете сделать для своей страны" был все-таки сказан американским гражданам напрямую, минуя выборных посредников. Зато помнятся рузвельтовское "простите своему правительству долги, как вы прощаете больному отцу" или "давая свободу рабам, мы обеспечиваем свободу свободным" Авраама Линкольна - это оттуда, из посланий. Хотя иногда в США они не оглашались вообще: Томас Джефферсон, третий президент США, просто передавал конгрессу текст в письменной форме, дабы избежать помпезности и скрыть отсутствие ораторских способностей.

    Так продолжалось сто лет, пока традицию не нарушил в 1913 году Вудро Вильсон. "Уж наверное, президент прочитает свой собственный доклад не хуже, чем чиновник", - сказал он, и преемники это мнение разделили. Сейчас американские президенты выступают с обращением "О положении страны" и направляют Конгрессу бюджетное послание ежегодно в начале января. Эксперты называют это выступление, транслируемое по телеканалам в прайм-тайм, "сочетанием традиций тронных речей британских монархов и посланий Папы Римского". Или - что вернее - протестантских проповедей, начало которым положил в 1517 году Мартин Лютер своими виттенбергскими "Тезисами". Так или иначе, в Америке роль посланий скорее пропагандистская, чем "программная": они показывают, что президент "держит руку на пульсе и на горле", но не более того. Крупным политическим документом они все-таки не считаются - это в большей степени "действо".

    В других странах все согласно Конституции. Французский президент перед нацией выступает в день национального праздника 14 июля, а к парламенту (который он может в любой момент сам же и распустить) обращается письменно, причем послание не обсуждается. Главы государства в Италии и Германии обладают гораздо меньшими государственными полномочиями, чем премьер-министр и канцлер. Поэтому их обращения "программными" быть и не могут - это либо официоз, либо новогоднее поздравление и т.п. Монархи же (испанский, бельгийский, шведский, норвежский и др., а также Ее Величество английская королева) обращаются непосредственно к "нации" - хотя и в парламенте выступают достаточно регулярно. Тронная речь королевы в палате лордов, открывающая сессии британского парламента, - из разряда "незыблемых английских традиций".

    В странах СНГ не выступают с посланием парламенту только лидеры Азербайджана и Туркмении. Все остальные действуют так же, как и их российский коллега.

    Общее для всех президентских посланий законодателям - то, что они в подавляющем большинстве случаев не обсуждаются. Все комментарии - только после завершения церемонии. Для этого в парламентах многих стран мира, как и у подножия лестницы Большого Кремлевского дворца, дежурят, отпихивая друг друга локтями, журналисты и фотографы, а депутаты насколько могут величественно плывут к ним в тесные объятия.

    Поделиться