Получить престижную, но, правда, не всегда хорошо оплачиваемую работу, к примеру, в НПО "Энергия" или на "Энергомаше", для бауманцев не вопрос. Специалисты в области космоса и обороны, которых готовит МГТУ, - штучный товар. И идет нарасхват. Здесь другая проблема - выпускников с дипломом этого вуза переманивают зарубежные фирмы. Между тем на подготовку каждого специалиста государство в среднем тратит почти 90 тысяч рублей в год. Поэтому, считает ректор одного из лучших технических университетов страны Игорь Федоров, договорная система со студентами назрела давно.
- Это государственная проблема. Получается, что наши вузы, и не только технические, - педагогические, сельскохозяйственные в особенности, - готовят специалистов для кого угодно, но только не для наших ведущих предприятий, не для школ и села, - сказал в интервью "РГ" Игорь Федоров. - Студенты заканчивают институт, а работать идут охранниками или торговыми агентами. Чтобы как-то пресечь эту тенденцию, "Бауманка" уже давно практикует заключение договоров со студентами. Однако нам до сих пор не хватает правовой поддержки этой схемы. Ведь обязательства сторон, четко сформулированные и юридически оформленные, так до конца и не проработаны. Студент, заключив договор с предприятием, может легко его нарушить. А чтобы потом заставить его выполнять - целая проблема. Это очень трудно.
Более правильной была бы такая схема: сначала вуз получает государственный заказ, а затем следует заключение юридически грамотного договора между предприятием, студентом и вузом или выплата государственных субсидий и стипендий. Что дальше? Выполнил обязательства - хорошо. Не желаешь работать по профилю - верни то, что затратило государство на твое обучение. Что касается "Бауманки" - примерно две трети студентов идут работать по специальности. Это здорово. И, кстати, сто процентов выпускников находят работу, требующую высшего образования.
- Сколько бауманцев уезжают работать за границу? Не кажется ли вам, что именно эти люди в первую очередь должны вернуть государству деньги за свое образование?
- В середине 90-х годов минувшего века уехавших действительно было очень много. Точной статистики у меня нет. Но это сотни и сотни специалистов. Причем многие стремились получить так называемое "постоянное место жительства". Четыре года назад картина изменилась. Сейчас наши ребята с удовольствием едут за рубеж на стажировки, заключают недолговременные - не более двух лет - контракты. Но, несмотря на предложения остаться и продлить договоры, возвращаются в Россию. Потому что здесь у них более интересные перспективы.
В контрактной системе "отъезд на Запад" логично приравнять к "работе не по специальности". А потому в контракте со студентом нужно специально оговаривать, что отработать он должен в России.
- Ваши специалисты - "товар штучный". Между тем президент в своем Послании к Федеральному Собранию затронул тему "перепроизводства" обладателей вузовских дипломов. За последние годы количество абитуриентов выросло втрое и практически сравнялось с количеством выпускников. Что нужно делать, чтобы высокая планка, по которой оценивали до сих пор российское образование, не опустилась?
- Бурный рост армии студенчества самым непосредственным образом связан с качеством обучения. Многие вузы попросту штампуют дипломы. А в итоге мы выпускаем специалистов, которых только условно можно назвать специалистами. И главное: мы разрушаем образ качественного российского образования, который признан во всем мире. Завоевать авторитет трудно, потерять - намного легче.
Проблема еще и в том, что качественное образование стало практически недоступно малоимущим абитуриентам. Чтобы как-то поправить ситуацию, ввели, к примеру, Единый государственный экзамен. Но, на мой взгляд, самый надежный способ восстановить справедливость и обеспечить поступление в вуз ребят из малоимущих семей - это развитие системы олимпиад и конкурсов. В МГТУ уже несколько лет осуществляется всероссийская программа "Шаг в будущее". В ней задействованы десятки тысяч школьников. Мы совместно с местными департаментами образования проводим ее в 70 регионах России. На этих интеллектуальных соревнованиях и выявляются самые талантливые и яркие дети, которые по-настоящему хотят учиться. И материальное состояние семьи здесь не имеет никакого значения.
Из досье "РГ"
В разное время в МГТУ имени Баумана учились знаменитые инженеры-конструкторы Владимир Шухов, Сергей Королев, Андрей Туполев и Павел Сухой. Его выпускник - академик Анатолий Савин, еще будучи студентом четвертого курса, получил Сталинскую премию. С диплома "Бауманки" начинали свою карьеру известные политики и общественные деятели Борис Пастухов, Андрей Кокошин, Михаил Шмаков. Журналисты Ярослав Голованов и Андрей Леонов - тоже бауманцы. Свой заметный след "Бауманка" оставила и в искусстве: она стала "альма-матер" для известных артистов Семена Фарады, Аркадия Укупника и других.