По новым правилам на каждого члена туристической группы выписывается именной проездной документ. Декларируется это как очередная попытка борьбы с перекупщиками билетов. Если помните, в прошлом году в кассах на поезда дальнего следования билеты купить было практически невозможно. Зато их можно было найти в некоторых турфирмах. Втридорога. Казалось бы, все правильно, и давно пора навести порядок в этой сфере. Но вот уверенности, что это как-то скажется на недобросовестных предпринимателях, нет. Зато это нововведение уже заметно осложнило жизнь честным турфирмам и обычным туристам, мечтающим увидеть достопримечательности различных российских городов.
Немного о механизме работы туроператоров. Есть интересный маршрут, например Валаам - Соловецкие острова, есть спрос, осталось все это свести воедино и предоставить должные условия для отдыха. Что в них входит? Конечно же, гостиницы, питание, экскурсии и... проезд. Ведь до места отдыха надо как-то добираться? И вот именно в этом месте и случился затык. Сначала МПС, а теперь "Железные дороги" с каждым разом старательно ужесточают правила приобретения билетов.
- Если раньше, забронировав места, турфирмы могли выкупить билеты за неделю до отхода поезда, то теперь лишь за 39 дней, - рассказывает "РГ" вице-президент Национальной туристической ассоциации Михаил Романов. - При этом раньше турфирма выкупала один именной бланк на руководителя группы. А список остальных пассажиров появлялся по мере заполнения группы. Что получается сейчас: за 45 суток вы бронируете места, а уже через неделю должны выкупить именные билеты. То есть, билеты, в которых проставлены имя, фамилия, паспортные данные того, кто по ним поедет. Начнем с того, что за такой срок даже группу набрать невозможно. Это только месячные - двухнедельные маршруты наши люди планируют заранее, а маршруты выходного дня - вообще в последний момент. Ну, скажите, будут ли наши люди покупать маршрут выходного дня по Санкт-Петербургу или Новгороду за два месяца? Вряд ли.
Есть и примеры: крупная туристическая компания забронировала билеты из Москвы до Санкт-Петербурга для группы китайских туристов. Наступает час "х", то есть, срок выкупа билетов. Понятно, что эти китайские туристы еще и в Россию не приехали, а уже требуется вписать их данные в билеты. Что делает компания, чтобы не испортить свое реноме? Правильно, пытается выяснить, кто все-таки поедет. Но в далеком Китае этого еще никто не знает. Итог этого скандала прост. Руководство Октябрьской железной дороги приняло решение о возможности оформления групповых билетов для иностранных групп. А нашим туристам, пожелавшим отправиться, скажем, в Кижи, как быть?
По словам Михаила Романова, внутренний туризм и поездки выходного дня пользуются спросом у наших соотечественников с малыми доходами. Понятно, что при таких раскладах речь идет о передвижении только поездами. Турфирмы обычно подбирают для таких туров нижние полки плацкарт или купе не фирменного, но удобного поезда. То есть дешево и сердито. Тарифная политика РЖД сейчас очень сложная, и такие билеты очень быстро вымываются из продажи. Бронь открывается за 45 дней, и на следующее утро этих билетов уже нет в продаже. Таким образом, железные дороги перекрыли еще одну возможность культурного отдыха для не сильно обеспеченного населения. А ближе к лету купить билеты или забронировать их будет и вовсе нереально.
- На самом деле, - продолжает Михаил Романов, - подобные меры только еще больше разовьют бизнес перекупщиков. Сейчас начнется курортный сезон. Дешевые и удобные билеты на южные направления будут исчезать из продажи в момент. Но ведь бизнес перекупщиков никогда не был законным, и все зависело от умения договориться с проводником или кассиром. Так эти умения никуда не исчезли. Сейчас грядет "горячий сезон", и мы попросту не найдем билетов ни на одно направление. Причем речь идет не о южных краях. Речь идет о туризме в центральном регионе, севере России. Всего один поезд ходит в Новгород, в Псков, два или три - в Петрозаводск. Эти билеты мгновенно исчезнут из продажи. И значит, сорвутся поездки многих групп, только из-за невозможности их туда доставить. А ведь есть целые регионы, которые только за счет туризма и живут, например Кемь, Беломорск, да те же Соловецкие острова.