- Борис Борисович, увидели ли вы в ежегодном Послании президента России Федеральному Собранию сигналы, которые дают основания прогнозировать, что банковский рынок будет развиваться стабильно?
- Такие сигналы президент давал и ранее в своих публичных выступлениях. Существует в целом устойчивая тенденция в связи с повышением международного рейтинга России и улучшением экономической ситуации в стране. Вектор этой эволюции обнадеживает. Банковский рынок в России стал более системным, более стабильным, более прогнозируемым. И именно от государственных структур будет зависеть, насколько качественно будет проходить дальше эта эволюция.
- Какую помощь в таком случае вы ждете от власти?
- Прежде всего - законодательную. В большинстве развитых стран государственные органы оказывают большую поддержку гарантированию банковских вкладов частных лиц. В России шаг в этом направлении сделан. Еще пять-семь лет назад когда действовали тысячи банков, он был бы невозможен. Значит, страна доросла до него. То есть происходит системная, последовательная эволюция банковского сектора, которая как раз и подтверждает переход на новый качественный уровень. Резкая встряска рынка непродуктивна. Она отпугивает и западных партнеров.
- Ваш банк сегодня работает в стабильном режиме?
- Он в таком режиме работал и в кризисные годы. Два года назад в банк пришла новая команда топ-менеджеров. Была разработана и внедрена программа развития банка на пять лет. За это время мы сумели создать мощную клиентскую базу, при этом обеспечить качество обслуживания клиентов, предложить им новые эффективные банковские продукты, что позволило нам войти в число наиболее динамично развивающихся и устойчивых финансовых институтов.
- На что отреагировали ваши партнеры?
- Во многом на то, что мы смогли адаптировать предлагаемые продукты под потребности конкретного клиента. В итоге у нас сложилась устойчивая и дифференцированная клиентская база. Она, как известно, вообще является основой успеха в работе любого банковского учреждения. Не случайно наш банк получил статус Уполномоченного банка московского правительства. И для нас это не просто публичное признание, а масштабное участие в реализации крупных программ, в том числе и социального характера.
- Вы говорили о новых технологиях, в чем они?
- К чему лукавить: что-либо принципиально новое разработать сейчас трудно. За 2000 лет в банковском секторе уже все изобретено. Мы модифицируем и совершенствуем уже разработанные банковские продукты - индивидуальные, под одного-двух клиентов.
Недавно мы получили лицензию ФАПСИ на распространение и обслуживание средств криптографической защиты информации, на работу с которыми мы сейчас переводим систему "Клиент-банк". Ее смогут использовать не только коммерческие организации, но и государственные предприятия, предъявляющие повышенные требования к криптографической защите информации. Есть другие новшества. Запускаем, например, в эксплуатацию сетевую информационную систему банка, предоставляющую физическим и юридическим лицам оперативные данные о состоянии их счета и движении средств за любой интересующий период. Таких новшеств множество.
- Возрастающая конкуренция на рынке банковских услуг вас не пугает?
- Борьба за конкурентов была всегда в банковском бизнесе. Я более 10 лет работаю в нем, из них более 6 лет - на клиентском рынке. Пришел в сектор работы с корпоративными клиентами в период кризиса 1998 года. Тогда именно кризисная ситуация выявила все негативные и позитивные стороны в работе банков. Она показала, что недобросовестная конкуренция, безответственное переманивание клиентов оборачиваются потерями и для самих банков, и для клиентов.
Клиент, желая подстраховаться, доверяется обещаниям более выгодных условий, переходит в новый банк, а в итоге теряет больше, чем обретает.
- Но его можно понять.
- Согласен, это нормальная психологическая реакция. И не только психологическая. Я бы мог порекомендовать в таком случае опираться на несколько банков. Это более устойчивая конструкция. Она позволяет даже в кризисной ситуации не шарахаться из стороны в сторону.
- Как, на ваш взгляд, повлияло на настроения на банковском рынке нашумевшее противостояние между Центробанком и Содбизнесбанком?
- Я бы не назвал это противостоянием. Общая политика ЦБ абсолютно правильная - очищение банковского рынка от недобросовестной конкуренции. На территории РФ более 1300 банков. Для России такое число избыточно. И хотя большинство банков ведут добросовестную конкуренцию, но есть и исключения. В этой связи наше мнение совпадает с мнением ЦБ. Важно, чтобы внимание Центробанка к коммерческим финансовым учреждениям шло во благо банковскому сектору и не превратилось в "охоту за ведьмами", не спровоцировало всплеск недоверия ко всему банковскому сектору. Ведь даже брошенный слух может спровоцировать некий ступор, нервозную ситуацию на финансовом рынке.
- Вы пока не ощутили этого напряжения со стороны клиентов?
- К счастью, нет. У нас с партнерами сложились слишком прочные партнерские отношения. Мы за своих клиентов спокойны.
Справка "РГ"
АКБ "Кредиттраст" входит в число 50 крупнейших российских банков по размеру активов. Сегодня в "Кредиттрасте" обслуживается свыше 30 тыс. клиентов. 26 мая департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России зарегистрировал дополнительную эмиссию акций АКБ "Кредиттраст" на сумму 250 миллионов рублей. По итогам дополнительной эмиссии уставный капитал банка составляет 1 млрд. 250 млн. рублей.
По итогам 2003 года активы АКБ "Кредиттраст" увеличились почти вдвое и составили 10,3 млрд. рублей. Балансовая прибыль банка за 2003 год возросла почти в 3 раза и составила около 336,8 млн. рублей.