Считается, что реформа ОМС, являясь частью реформы здравоохранения, будет способствовать более эффективному расходованию государственных средств, а гражданам станет наконец понятно, какую именно медицинскую помощь и какого качества можно будет получить бесплатно, за счет государства, а за какую уже придется доплачивать. Насколько реформирование системы оплаты медицинских услуг может повлиять на общий уровень здравоохранения, пока не очень ясно.
Существующая у нас система ОМС была создана в начале 90-х годов и основана на государственном контроле над денежными потоками, направляемыми в систему минздрава. В этой системе бюджетные деньги поступают в так называемые Фонды медицинского страхования, которые затем перераспределяют их между страховыми компаниями, занимающимися ОМС. А страховщики в свою очередь перечисляют эти деньги поликлиникам и больницам минздрава.
Сегодня в стране работает около 300 страховых компаний, занимающихся ОМС. Они заключают договоры с медицинскими учреждениями и оплачивают бесплатные для застрахованных лиц медицинские услуги. Компании "пропускают" через себя средства из территориальных фондов ОМС, которые финансируются из федерального (поступления за счет ЕСН) и региональных бюджетов, оставляя себе 0,5 процента с оборота на ведение дел. Зачастую в таких компаниях работают всего несколько человек, а сами компании играют роль обычных "расчетных центров".
Надо сказать, что и по действующему Закону "О медицинском страховании граждан в РФ" компании, занимающиеся ОМС, должны заниматься не "сметным" финансированием, а контролировать объем и качество услуг, отстаивая интересы владельцев полисов ОМС, то есть нас с вами как застрахованных лиц. В реальности - и все мы это знаем - мало кто из них этим занимается.
Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, признает, что "большинство компаний, занимающихся ОМС, не выполняет свои прямые функции". Поэтому, по его мнению, число компаний, занимающихся ОМС, должно быть значительно сокращено: "У гражданина должно быть не право выбора компании ОМС, а право отказа в доверии какой-либо из них, и здесь не надо гнаться за конкурентной средой".
По-видимому, это тот самый случай, когда побеждать надо не числом, а умением. Поэтому логично предположить, что в результате реформирования ОМС значительно сократится число региональных, преимущественно мелких страховых компаний ОМС. Они, как правило, не занимаются ни идентификацией страховых случаев, ни расчетом необходимых средств на лечение, а осуществляют простое "сметное" финансирование лечебных учреждений. И если так, то они никогда не смогут доказать страховому надзору, что оплачивают реально оказанную медицинскую услугу, а не находятся, например, в сговоре с администрацией поликлиники или больницы. И появится вполне законная причина для того, чтобы лишило эти компании лицензии.
Кстати
По прогнозу Русского экономического общества, в связи с поправками в закон "Об организации страхового дела в РФ" существенно ужесточаются требования к страховым организациям, занимающимся ОМС, в частности к размерам уставного капитала (более 10 миллионов рублей). Согласно этой норме, из 165 страховых компаний 161 организация останется без лицензии. На плаву останутся только 4 крупные центральные страховые компании, которые и поделят между собой рынок.