Недавняя инициатива губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко - ускорить приватизацию памятников старины - всколыхнула не только Северную столицу, но и вообще все города России, где есть хоть что-то исторически ценное. Тем более что Матвиенко уже осуществляет экспорт своей идеи: выступая на днях в Великом Новгороде, она призвала тамошних коллег последовать ее примеру. Правда, успокоила: "Святую Софию, конечно, никому не продадут!" Областные чиновники, хронически не справляющиеся с собственным культурным наследием, аплодировали. В прессе появился список исторических объектов Санкт-Петербурга, которые планируется продать. Среди 26 памятников, там означенных, все федерального значения, их приватизация запрещена.
Но тем временем в самом Петербурге чиновники резко сдали назад. Как заявили корреспонденту "РГ" в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга, список якобы подлежащих продаже объектов культурного наследия, который обошел страницы всех газет, "неправильный".
- Это не перечень для продажи, - сообщили нам в пресс-службе комитета (его глава Вера Дементьева, к сожалению, не нашла времени с нами поговорить). - Это список инвестиционных объектов, составленный еще в 1998 году для потенциальных инвесторов, которые пожелают вложить туда деньги. Поскольку в списке объекты федерального значения, речь может идти только об информации для арендаторов. Список зданий, которые администрация намерена продавать, пока не разработан.
Между тем Вера Дементьева несколько ранее успокаивала общественность, что город точно не будет приватизировать Эрмитаж, Русский музей, археологические объекты и музеи-заповедники, а то, что все-таки перейдет частникам, непременно откроют для посещения в специальные дни. Поскольку г-жа Дементьева сама обозначила масштаб планируемой акции, отмежевав от приватизации не что-нибудь, а уж сразу Эрмитаж, общественности остается лишь гадать, какие все-таки объекты намерено продать городское правительство.
Пока процесс, похоже, тормозится лишь тем простым фактом, что законодательство России, как говорилось выше, запрещает приватизацию объектов федерального значения: разрешено продавать только памятники местного масштаба. Как дали понять корреспонденту "РГ" в комитете, федеральный закон надо менять и правительство Петербурга "не просто ждет изменения этого закона, но активно участвует в этом процессе". Однако о деталях говорить отказываются.
Вера Дементьева на одной из пресс-конференций поясняла, что приватизация прежде проводилась подпольно, а теперь городские власти решили вести ее открыто. "Нужно, чтобы памятники были запущены в коммерческий и научный оборот", - сказала она. Другие чиновники поминают "эффективного собственника", который придет и решит все проблемы. Правда, какой прок собственнику от форта в Кронштадте (несколько таких фортификационных объектов фигурируют в упомянутом списке 26), в комитете отказались "даже фантазировать". Сколько именно город намерен выручить от продажи?
- Таких оценок нет и не может быть, - пояснил нам пресс-секретарь г-жи Дементьевой. - Решать, сколько стоит памятник, будет специальная комиссия. Методики оценки разрабатываются. Приватизация будет штучной, а не массовой.
Первый замах на приватизацию российского архитектурного наследия случился в 1992 году, когда президент Ельцин своим указом разрешил передавать в частные руки памятники местного значения. За минувшие 12 лет практика показала две вещи.
Во-первых, тщетными оказались молитвы на "эффективного собственника", который, мол, по природе своей склонен до блеска реставрировать вновь приобретенные дворцы только потому, что теперь это "его". Масса инвестиционных договоров так и не была выполнена.
Второй урок - единожды открытая лазейка распахивает широкие ворота. Перевод объекта из федерального подчинения в местное - дело легче легкого. В 2002 году Госдума обязала проводить в таких случаях обязательную экспертизу, тем не менее гибель в прошлом году здания "Военторга" в Москве, в отношении которого между федералами и столичными властями возник спор о том, чей он, продемонстрировала, что, если местная власть хочет что-то затеять с "интересным" объектом, помешать ей некому.
Вероятно, именно этот горький опыт провоцирует питерскую общественность на крайне сдержанные оценки новой инициативы.
То, что в приватизации памятников само по себе нет ничего крамольного, наверное, очевидно. Даже в богатой Швейцарии далеко не все сооружения исторического плана принадлежат государству (хотя то еще в XVII столетии начало выкуп особо ценных объектов для устройства музеев), а те, что принадлежат, далеко не все вылизаны до блеска. Однако в четкой отрегулированности законодательства на этот счет той же Швейцарии не откажешь. За малейшую порчу исторического облика владелец автоматически вылетает из родовых хором, равно как за несоблюдение других договоренностей с государством, например о днях посещения замка туристами. Готовы ли наши законодатели сесть и с лету написать столь же выверенный закон и есть ли у них уверенность, что его будут исполнять? О чем в такой ситуации вообще надо говорить: об "ускорении" приватизации или об ускорении разработки таких законов и механизмов их исполнения?