Правительство обсуждает открытость информации

Представители СМИ с нетерпением ожидали обсуждения этого вопроса, который значился в повестке дня под номером 7. К этому времени, как правило, зал пресс-центра заметно пустеет, и вчерашний день не был исключением. Но самые терпеливые все же дождались его рассмотрения. Правда, глава правительства Михаил Фрадков, зная о настроениях в кабинете, явно не хотел организовывать дискуссию. Обращаясь к министрам, он заметил, что все присутствующие с документом ознакомились еще накануне, поэтому и смысла представлять его вновь нет. По его словам, документ преследует благородную цель и позволит "свести к минимуму бюрократическую машину в правительстве, вместе с тем обеспечивая сохранность информации". В то же время новый регламент "нисколько не противоречит ранее провозглашенному подходу открытости работы правительства со средствами массовой информации". "Мы не отходим от этого принципа", - заявил Фрадков.

Члены правительства должны иметь возможность говорить о подходах, которые существуют, иначе мы будем выглядеть идиотами и подставим себя перед СМИ.

Но руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак, под чьим руководством и был разработан данный регламент, все же решил еще раз разъяснить, что уточнения имеют отношение не к взаимодействию аппарата со СМИ, а лишь к порядку рассылки аппаратом документов. Как заверил Козак, одобренный документ "не противоречит постановлению правительства РФ N 98, которое устанавливает перечень информации, подлежащий раскрытию федеральными органами исполнительной власти". "Мы будем внимательно следить и руководствоваться принципом открытости правительства при взаимодействии с СМИ", - заверил присутствующих и с интересом наблюдавших за происходящим журналистов руководитель аппарата правительства.

На столь оптимистичной ноте премьер решил закончить обсуждение этого вопроса, но министр финансов Алексей Кудрин не смог промолчать. Главный финансист был возмущен тем, что происходит под лозунгом информационной открытости. "Бывают случаи, когда то или иное министерство придумало что-то интересное и рассказывает о необходимости введения в качестве защитных мер для той или иной отрасли каких-нибудь таможенных пошлин", - горячился Кудрин. Причем зачастую такого рода заявления, по его словам, означают лишь то, что такая идея пришла одному из чиновников, хотя его предложение еще не рассматривалось ни в правительстве, ни в заинтересованных министерствах и ведомствах.

"Например, идея Госстроя о введении обязательного страхования жилья одно время активно обсуждалась в обществе, хотя, когда правительство внимательно приступило к ее рассмотрению, она была отвергнута", - заметил главный финансист, предложив ввести такой порядок в правительстве, согласно которому обсуждать то или иное предложение можно будет только после согласования между заинтересованными министерствами.

Но предложение Кудрина пришлось не по душе министру образования и науки Андрею Фурсенко.

- Существование разных мнений не противоречит этикету, - заметил он. - Члены правительства должны иметь возможность говорить о подходах, которые существуют, иначе мы будем выглядеть идиотами и подставим себя перед СМИ.

Михаил Фрадков, видя, что ситуация накаляется, решил развести министров, заметив, что "пока в правительстве не принято решение по какому-либо вопросу, не следует преждевременно заниматься его пиаром".

Правда, журналисты, ожидавшие вчера вердикта о том, будет ли Белый дом молчать или говорить, были не первыми. Эта трудная роль досталась монополистам, которые ждали решения о судьбе тарифов. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф рассказал министрам всю правду о монополистах, их тарифах и предложениях своего ведомства. Минэкономразвития хочет провести полную индексацию тарифов на услуги естественных монополий за четыре года. "Мы знаем, что этот рост для розничных потребителей будет более заметным, чем для оптовых", - предупреждая недовольство, сказал Греф. В то же время экономисты считают эту тенденцию обоснованной. В связи с этим МЭРТ предлагает установить предельный уровень роста тарифов на электроэнергию в 2005 г. в размере 9,5%, а в 2006 г. - 7,5%. Для железнодорожных перевозок на 2005 г. в пределах 6 - 8,5%, в 2006 г. - 2 - 7,5%. При этом Греф заметил, что одобрение правительством трехлетней программы индексации тарифов необходимо для начала работы по подготовке бюджета-2005.

Инициатива экономистов по трехгодичному планированию очень понравилась главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу. Собственно, он давно настаивал на подобном решении вопроса, объясняя, что монополии, зная ориентиры, могут верстать свои планы. Чубайс торжествовал: "Подготовленная минэкономразвития программа индексации тарифов на услуги монополий на три года - это большой прорыв". "Предложенные цифры для нас жесткие, тем не менее они правильные", - удовлетворенно заметил Чубайс. Вдохновившись, глава РАО "ЕЭС России" предложил сделать еще один масштабный шаг - ликвидировать перекрестное субсидирование. "Надо сделать весь скрытый механизм субсидирования открытым и выстроить так, чтобы с 1 января 2005 года эта система заработала", - агитировал членов кабинета Чубайс.

- То, о чем говорит Чубайс, альтернатива тому, что говорю я, - с вызовом заметил Греф. В свою очередь, минэкономразвития предлагает ликвидировать перекрестное субсидирование за четыре года и готовит сейчас соответствующую программу. Главный экономист заметил, что при ликвидации перекрестного субсидирования будет оказано существенное влияние на бюджеты субъектов России. "Поэтому мы решили, что все надо делать постепенно", - заявил Греф.

- Но мы не предлагаем с января 2005 года ликвидировать перекрестное субсидирование, а предлагаем создать открытый механизм, - напоследок внес уточнения в формулировки Чубайс.

- Кто у нас от "Газпрома"? - грозно спросил Фрадков. На его призыв откликнулся заместитель главы газового холдинга Андрей Круглов.

- Передайте Миллеру, чтобы ходил на заседания правительства, ведь вопрос чувствительный, - наставлял премьер.

Представитель "Газпрома", видимо, явно не ожидал, что члены кабинета министров будут интересоваться у монополистов их пожеланиями по ставке тарифов. Он попытался рассказать присутствующим о том, как плохо живется на свете бедным монополистам. Но разжалобить правительство газовику не удалось. "Давайте отменим рекламу "Газпрома" на телеканалах, отдадим деньги, затраченные на нее, мне, я хотя бы два самолета на них куплю", - обратился главный спасатель Сергей Шойгу к Андрею Круглову, чем окончательно смутил заместителя Миллера.

Однако вместо Круглова на инициативу Шойгу откликнулся Михаил Фрадков: "Вопрос поставлен, но ответа он не требует". Видимо, вместо Круглова главному спасателю в ближайшее время ответит сам глава "Газпрома" Алексей Миллер.