Новое, первое во втором сроке президентское Послание Владимира Путина Федеральному Собранию оставляет двойственное, даже тройственное впечатление.
С одной стороны, нельзя не согласиться с большинством положений и предложений этого Послания.
С другой стороны, не совсем понятно, почему политический руководитель России выступает с текстом, большая часть которого носит не политический, а экономический и, я бы даже сказал, технический характер.
С третьей стороны, почему лидер страны лишь в наиболее общей форме излагает политические (во внутренней сфере) и стратегические (во внешней) приоритеты России? Эти приоритеты вполне привлекательные ("свободное общество свободных людей", например), но требуют для их достижения как минимум разработки и обсуждения сложнейших и тончайших политических и социальных механизмов и инструментов. Об этом бы и хотелось услышать мнение президента.
В тексте нынешнего Послания Владимир Путин объясняет: в предыдущих посланиях внимание, как правило, уделялось крупным социально-экономическим задачам в обобщенном виде, но сегодня нужно сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью.
Я слышал уже две гипотезы, дающие объяснение доминированию социально-экономической конкретики в нынешнем президентском Послании с несколько иной стороны. Первая: Владимир Путин решил выступить в западном политическом стиле - обращаясь к гражданам, говорить о том, что волнует их, а не власть.
Вторая гипотеза: президент выступил как реальный глава своего правительства, а следовательно, и говорил прежде всего о тех проблемах, которые правительство должно решать в приоритетном порядке.
Похоже, во всех этих объяснениях есть резон. Но и в этом случае я предлагаю обратить внимание на внутреннюю логику президентского Послания, которая высвечивает и иные мотивы столь пристального внимания Владимира Путина к деталям, касаться которых, например, Борис Ельцин вообще считал "не царским делом".
Прежде всего отмечу, что в нынешнем путинском Послании в содержательном плане акцент делается на двух понятиях - бедность и свобода.
В начале Послания президент фиксирует то, что впервые с момента распада СССР Россия стала "политически и экономически стабильной страной, независимой в финансовом отношении и в международных делах". Короче говоря, Россия вернула себе внешний и внутренний суверенитет.
Далее Путин провозглашает цели, которые ставит перед своей политикой: благосостояние граждан, безопасная, свободная и комфортная жизнь для них, демократия и развитое гражданское общество.
И, наконец, указывает на главную причину, мешающую, на его взгляд, даже при нынешней, возрожденной "суверенности" России достичь что "благосостояния граждан", что свободы и демократии. Эта причина - бедность: прежде всего, говорит Путин, нас "не устраивает уровень жизни людей". То, что их, людей, их уровень жизни не устраивает тоже, сомневаться не приходится.
Путин прямо связывает как причину и следствие преодоление бедности (и других ненормальных условий жизни десятков миллионов людей) и достижение как богатства страны в целом, так и, между прочим, построения в ней полноценной демократии.
Следовательно, роль государства и президента, стоящего во главе этого государства, состоит в уговорах и принуждении тех, кто концентрирует в своих руках властные и имущественные ресурсы страны, к активной и неэгоистической работе по преодолению бедности.
Из текста Послания со всей очевидностью следует, что Путин крайне раздражен всеми, кто этому мешает или не помогает. Правительством, которое вот уже в который раз нужно убеждать в необходимости (как минимум) удвоения ВВП, которое до сих пор не может разработать внятных реформ ни в здравоохранении, ни в образовании, ни в ЖКХ, ни собственно в строительстве дешевого жилья. Не может так реформировать себя, чтобы при этом непременно не размножаться. Раздражен властью вообще, которая не хочет отказаться от владения излишним имуществом и избыточными контрольно-надзорными функциями. Раздражен бизнесом, который не работает на увеличение занятости в регионах с застойной безработицей. Раздражен крупным бизнесом, который вынуждает правительство принимать решения, необходимые для реализации частных, а не общенациональных интересов. Партиями, финансовая сторона деятельности которых скрыта от общественности, а сами они уныло однообразны. Раздражен политтехнологами, чья деятельность ориентируется прежде всего на теневой сектор. Правозащитными организациями, которые боятся "укусить руку", с которой кормятся, а потому молчат, когда нарушаются фундаментальные права простых людей. Раздражен олигархами, которые не разграничивают правомерную практику налоговой оптимизации и криминальное уклонение от налогов. (Все упреки, изложенные в этом абзаце, приведены мною в виде фактически дословных цитат из текста президентского Послания.)
Постоянно упоминая и о необходимости преодоления бедности, и о создании свободного общества свободных людей, указывая на их взаимозависимость (несвободный человек не может стать обеспеченным, но и бедный не способен стать свободным), Владимир Путин все-таки считает решение проблемы бедности более достижимым в обозримом будущем, а оттого и требует с такой настойчивостью от правительства этого решения и ускоренного роста ВВП в этой связи.
Эту диалектику бедности и несвободы президент описывает так: "Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться".
Не знаю, как долго еще Владимир Путин будет уговаривать правительство, отдельных его членов осознать, наконец, что борьба с бедностью и за, как президент выразился, "нормальную жизнь для каждого человека", является абсолютным приоритетом в их работе. Судя по последним голодовкам шахтеров, это может длиться еще долго.
Но ведь у президента помимо политических рычагов, прокурорского ресурса и режима непосредственного руководства правительством, в котором Путин фактически сейчас работает, есть еще один, причем крайне эффективный, механизм воздействия на высших чиновников - кадровый. И именно им он реже всего пользуется.
У меня нет никакого сомнения, что все министры и все сотрудники административного аппарата горячо одобрят, если уже не одобрили все слова Владимира Путина, произнесенные им 26 мая с.г. Вопрос в том, хотят ли и умеют ли все эти люди делать то, что они одобряют.
Возможно, проблема в том, что абсолютное большинство наших высших чиновников совсем не бедны, а потому слишком свободны в своих действиях. Делать богатых бедными сейчас не модно, да и не в духе рыночной экономики. Следовательно, надо лишить слишком свободных чиновников этого излишка. Не о тюрьме я говорю, а об угрозе отставки чиновника, то есть о том, что может поставить его свободу в рамки общественной необходимости, - если, конечно, это не способна сделать сама административная система в режиме своего нормального функционирования.