31.05.2004 02:00
    Поделиться

    Рига-время московское

    Дни Москвы открылись в столице Латвии

    В том, что за минувшее десятилетие рижане не забыли русского языка, московская делегация убедилась сразу по прилету. Поэтому, когда хозяева вдруг замешкались с переводом во время выступления Юрия Лужкова, гость махнул рукой: "Да ладно. Если я понимаю, о чем говорит Боярс, вы-то точно меня понимаете". Впрочем, праздничная атмосфера и русские песни - от "Дорогая моя столица" до "Шаланды полные кефали", звучавшие над Ригой, не отвлекли московского мэра и от больных вопросов. "Причина сложностей между нашими государствами, - заявил он, - заключается в отношении Латвии к негражданам, к правам молодых людей, которые хотят продолжать обучение на русском языке". "Пока это существует, - подчеркнул Юрий Михайлович, - будут и сложности". Встречи с соотечественниками, проживающими в Риге, подтвердили, что эта проблема вновь обостряется. Дело в том, что 1 сентября вступает в силу принятый семь лет назад латвийским сеймом закон о преподавании в школах большинства предметов на латышском языке.

    "Протест, вызываемый этим обстоятельством у русскоязычного населения, - с тревогой говорил корреспонденту "РГ" депутат рижской гордумы Сергей Залегаев, - к сожалению, нередко используют в политических целях. Некоторые силы призывают учителей и старшеклассников русских школ встретить новый учебный год под девизом "Пустые школы", что может дать властям повод вообще закрыть эти учебные заведения". И все же власти двух столиц не намерены зацикливаться на противоречиях. Напротив, они считают, что нужно развивать то, что объединяет их. 19 процентов латвийской экономики завязано на Россию. Почти 50 процентов населения Риги корнями связано также с Россией. Теперь у этих людей по улице Марияса,7, появился свой дом, Дом Москвы. "Пусть он будет местом, где можно снять смятение духа, который иногда одолевает нас", - пожелал Лужков, перерезая ленточку. Бывший Дом железнодорожника, построенный перед войной, "гнилушку" - как называли его хозяева, московские строители превратили в красивое здание, органично вписавшееся в архитектуру Риги. В просторных комнатах найдется место и офисам для фирм, сотрудничающих с российской столицей, и кружкам и творческим мастерским наших соотечественников. Планировалось, что шикарный концертный рояль, подаренный Дому Москвы московским стройкомплексом, опробует Раймонд Паулс. Но маэстро опоздал, и его немедленно заменил министр потребительского рынка и услуг московского правительства Владимир Малышков. В итоге сорвал аплодисменты, которым мог бы позавидовать и знаменитый композитор.

    В это же самое время глава стройкомплекса Владимир Резин рассказывал рижанам, что происходит с российской столицей, как она обновляется. Две выставки -"Старая Москва - взгляд в прошлое", открывшейся в церкви Святого Петра, и "Современная архитектура Москвы" в здании Рижской Думы также вызывали живейший интерес горожан. Впрочем, о переменах в Белокаменной теперь рижане смогут судить не только со стороны. Дело в том, что Лужков пригласил латвийских строителей принять участие в застройке нового жилого массива Троице-Лыково. Московская же компания "Декра" в районе Риги Иманта уже возводит жилой комплекс "Солярис", с которого местная гордума намерена широко запустить ипотеку в городе. В фундамент одного из трех домов мэры столиц заложили капсулу с обращением к потомкам, в котором заверили, что Рига и Москва будут развивать сотрудничество и дальше. Но если многие совместные проекты у двух столиц пока еще в самом начале, то автомобилем марки "ЗИЛ-Феррус", еще неизвестной в автомире, московский мэр смог даже порулить. Неприхотливый грузовичок на полторы тонны здесь оборудовали английским двигателем "Евро-3", обеспечив его экологическую безопасность, повысили скорости и грузоподъемность до четырех тонн, снабдили более комфортабельной кабиной. "Это же получился совсем новый автомобиль", - оценил гость, прокатившись на серебристой машине, внешне похожей на броневичок для перевозки денег. Несмотря на затраты, понесенные при модернизации, министр правительства Москвы Евгений Пантелеев уверен, что за 20 тысяч евро - цена, которую прогнозируют изготовители после постановки автомобиля на поток, он найдет свою нишу на рынке не только в Латвии, но и во всех прибалтийских государствах.

    Работают над московскими заказами и рижские вагоностроители, взявшиеся обеспечить российскую столицу низкопольными трамваями. А к концу этого года, сообщил корреспонденту "РГ" руководитель департамента транспорта и связи Павел Златин, возобновится сначала авиа, а затем и автобусное сообщение между двумя столицами. И все это - за такой короткий срок, прошедший после подписания протокола о сотрудничестве между Москвой и Ригой! "Нам нельзя больше терять времени, слишком многое из упущенного надо наверстывать", - объясняли не раз в течение встречи высокие скорости сотрудничества Юрий Лужков и Гундарс Боярс.

    Поделиться