01.06.2004 01:00
    Поделиться

    Первая леди архитектуры

    Событие вызвало ажиотаж - на пресс-конференции в "Англетере" яблоку негде было упасть. После короткого спича министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов сообщил, что совместил приятное с полезным: приехал на церемонию вручения Притцкеровской премии, но сейчас мчится в Смольный, чтобы обсудить с Валентиной Матвиенко дальнейшие действия по активизации сооружения второй сцены Мариинского театра.

    Четверть века назад семья Притцкеров, занимающаяся строительным бизнесом, решила учредить награду в области архитектуры. Для этого они создали фонд Hyatt, который стал поддерживать программы в области образования, научной деятельности, медицины и культуры. Денежное выражение награды - 100 тысяч долларов - не велико, но она очень почетна. Состав международного жюри ежегодно меняется, в него входят архитекторы, критики, бизнесмены, председательствует в нем лорд Ротшильд, он же член Попечительского совета Эрмитажа. Страна и место проведения церемонии тоже меняются каждый год. По словам лорда Ротшильда, Эрмитаж выбран не случайно - сегодня здесь реализуется важный проект реконструкции зданий Главного штаба, в разработке которого принимает участие Рэм Кулхас, уже получивший своего "притцкера" и когда-то заразивший Заху Хадид любовью к русскому авангарду.

    Первую леди современной архитектуры, одного из самых радикальных и творческих архитекторов мира, Заху Хадид давно окрестили "великой и ужасной". Она никогда не проектирует ничего традиционного, предпочитает острые углы, кривые линии, искажающие вид перспективы, создает пространство, подчиненное идее движения.

    Корреспонденту "РГ" удалось задать Захе Хадид несколько вопросов.

    - Как вы восприняли известие о присуждении вам премии Притцкера?

    - Это знаковое для меня событие, это успех, и я благодарю судьбу за эту награду.

    - Как вы потратите грант?

    - Том Притцкер предлагает мне вставить чек в рамочку и повесить его дома на стену.

    - Вам не предлагали участвовать в восстановлении городов вашей родины - Ирака?

    - Я не политик, мне трудно вообще говорить на эту тему. Несомненно меня беспокоит то, что там происходит. Если наступит мир, может быть, кто-то предложит мне что-то сделать в Ираке.

    - Вы считаете себя европейским архитектором?

    - Я арабский архитектор, но мне нравится наследие русского авангарда, потому что, когда я училась, мы воспринимали русских авангардистов как нечто новое, революционное, нам нравились смелые идеи.

    Поделиться