Что касается термина "регион-банкрот", то в заявлении правительства Чукотки резонно отмечено - такой термин в силу закона в принципе неприменим к субъекту Федерации. В правительстве округа считают, что в подобной ситуации, согласно бюджетному законодательству, речь может идти только о передаче исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ при условии, что субъект Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств. Между тем Чукотский АО имеет все возможности для расчетов по госдолгу.
Так почему банкротом названа именно Чукотка? В превышении объема долга перед собственными доходами субъекта Федерации нет ничего необычного или экстраординарного. Стоит вспомнить, в каком финансовом положении находились российские регионы еще несколько лет назад. Наследство затяжного экономического кризиса продолжает сказываться. Сегодня долги, например, Республики Тыва превышают собственные доходы в 2,98 раза, в Эвенкии это соотношение составляет 3,27, в Кабардино-Балкарии - 3,42, а в Карачаево-Черкесии - 4,31. Как мы видим, ситуация с долгами в этих регионах куда хуже чукотской, однако о банкротстве в данном случае никто не заявляет.
Впрочем, вернемся к экономической ситуации на Чукотке. Регион действительно демонстрирует сегодня способность гасить долги. Новая команда управленцев для начала инвентаризовала доставшийся в наследство от предшественников долг региона. На данный момент долг упорядочен в Долговой книге Чукотского округа. Известно, что миллиард рублей из девятимиллиардного долга уже выплачен кредиторам, еще 1,3 миллиарда рублей долгов реструктуризировано. До конца текущего года правительство округа реструктуризирует и долги по "золотому кредиту", полученному еще в середине 90-х годов. Сумма кредита составляет 6 с лишним миллиардов рублей.
При этом, по данным Минфина России, просроченной задолженности у Чукотки на сегодня нет. Тогда как, например, Кемеровская область, по данным того же Минфина, имеет по состоянию на конец 2003 года просроченную задолженность в 1,7 миллиарда рублей, Орловская область - 1,8 миллиарда, Ярославская область - 2 миллиарда и так далее.
В 2003 году бюджет Чукотского АО был исполнен на 179 процентов, в то время как в 2002 году - на 109 процентов. То есть налицо динамика роста бюджетных доходов. В то же время в ряде соседних с Чукоткой регионов динамика прямо противоположная. Так, например, бюджет той же Эвенкии в 2002 году был исполнен на 74 процента, а в 2003-м - на 47 процентов. Бюджет Республики Саха (Якутия) в 2002 году исполнялся на 102 процента, а в 2003-м - на 66 процентов. Да и в далеких от Чукотки российских регионах есть подобные примеры. В Дагестане бюджет 2002 года исполнен на 91 процент, а годом позже - всего на 67 процентов. В Кабардино-Балкарии также наблюдается падение - с 62 до 38 процентов. Однако банкротом громогласно объявляется именно Чукотка.
Доля федеральных трансфертов в структуре доходов Чукотского АО, по данным Минфина, постоянно снижается. То есть регион демонстрирует способность зарабатывать самостоятельно. В 2001 году федеральные трансферты составляли 90 процентов доходов Чукотки. В 2003 году - уже лишь 38,9 процента. А доля федеральных трансфертов в структуре бюджета, к примеру, Республики Ингушетия за тот же период выросла с 43,1 процента до 91,2 процента. Республика Тыва, например, как формировала примерно 90 процентов своих доходов за счет федеральных трансфертов, так и формирует. Та же ситуация в Алтайском крае, разве что доля трансфертов здесь меньше - в пределах 75-80 процентов.
Таким образом, на основании приведенных цифр можно сделать очевидный вывод: Чукотка - далеко не самый депрессивный российский регион. Более того - регион, развивающийся в последние три года вполне успешно.