Обед за 20 рублей
Новосибирск
В то время как новосибирские чиновники рапортуют о том, что больницы всем обеспечены, пациенты порой вынуждены приобретать за свой счет даже бинты. "Мы кричим, что медицина у нас бесплатная, а денег больницам дают только на кашу и коммунальные услуги. Лекарства - только инвалидам", - с горечью говорят врачи местных стационаров.
Чем же следует запастись, прежде чем лечь в новосибирскую больницу? Возможны два варианта. Не исключено, что кому-то повезет и пациент окажется в одной из больниц, которая получает за счет бюджета лекарства и расходные материалы. Тогда придется захватить с собой только постельное белье, чтобы не спать на простынях в неотстиранных бурых пятнах.Такие стационары действительно есть. Но есть и другие, где больному или его родственникам сразу же выдают длинный список лекарственных препаратов и необходимых вещей, без которых лучше не ложиться.
Так, Любовь Г. привезли в городскую клиническую больницу N 1 на "скорой". Операцию сделали бесплатно. Но как только пациентка слегка "оклемалась", предъявили счет, в который было включено все - от израсходованных препаратов до бинтов.
Виталий Ч., срочно госпитализированный в муниципальную клиническую больницу N 12, вынужден был покупать лекарства и капельницы в аптечном киоске, расположенном в том же стационаре. "Практически по себестоимости", - уверяют врачи. Но это хорошо, что деньги у больного нашлись. А если бы нет?
Реальность такова: не инвалидам и не ветеранам Великой Отечественной раскошеливаться в стационаре приходится едва ли не на все. Включая питание, если вы не согласны есть что-то странное, приготовленное на 20 бюджетных рублей в день. А если, не дай бог, какое-то время окажетесь полностью прикованным к постели и потребуется уход санитарок - бывалые пациенты рекомендуют заплатить и им.
Нина Рузанова
Картошка по рецепту
Архангельская область
Не так давно пришлось везти на стационарное обследование бабушку. Терапевт поликлиники, выписывавший направление, вежливо порекомендовал взять с собой постельное белье и полотенце. И пояснил: "Вдруг вам больничное белье не понравится".
Терапевт оказался прав: белье бабушке действительно не понравилось. "Серое какое-то", - смутилась она. Так что прихваченные с собой из дома наволочки и простыни оказались кстати.
Вообще если в стационар направляет участковый врач или специалист районной поликлиники, то к его советам стоит прислушаться. Тем более что подобные "мягкие рекомендации" касаются не только белья. Могут, например, посоветовать заранее приобрести шприцы или капельницы в аптечном киоске. Это в крупных городах. А вот в одной из больниц Верхнетоемского района больным предлагали приходить на стационарное лечение со своими продуктами: пять кило картошки, килограмм лука и моркови... Бабушки ворчат, но несут: лечиться-то надо.
Почему такое происходит? Денег не хватает. Как известно, платить за неработающее население и пенсионеров Фонду обязательного медицинского страхования должны муниципальные образования, бюджеты которых более чем скромные. А что нас ждет завтра? Не очень верится, что предлагаемая реформа здравоохранения изменит положение к лучшему.
Андрей Мурашов
Все свое неси с собой
Самара
В приемном покое самарской городской больницы имени Пирогова Петра Семеновича, пришедшего с направлением на полостную операцию, встретили с удивлением: если другие больные тащили с собой огромные котомки, то этот пришел лишь с двумя книжками под мышкой.
Хоть и прожил Петр Семенович на этом свете уже больше пяти десятков, но в больнице никогда не лежал и потому наивно полагал: все, что потребуется, он получит на месте. Поскольку обладает полисом обязательного медицинского страхования, гарантирующего, как сказано в соответствующем законодательстве, полное и всестороннее лечебное обслуживание.
Пришлось персоналу приемного покоя одной из самых больших в городе больниц растолковывать наивному пациенту, что лечение-то ему худо-бедно обеспечат. А вот об обслуживании надо самому позаботиться. И потому ложиться в больницу нужно хотя бы с минимальным джентльменским набором: тарелкой, а еще лучше двумя - для первого и второго блюда, кружкой, ложками - чайной и столовой, полотенцем. Не лишним будет комплект постельного белья. Шприцами, "уткой" и кроватью больница пока обеспечивает.
К счастью, Петра Семеновича сопровождала жена, которая тут же помчалась домой и через пару часов доставила в палату все необходимое. Но уже в палате товарищи по несчастью сообщили, что желательно еще иметь и кипятильник. Поскольку титан здесь в принципе не предусмотрен, а чем-то горяченьким в перерывах между скудными больничными трапезами побаловаться хочется.
Такое "самообслуживание" в этом лечебном учреждении, как, впрочем, и во всех других, объясняют очень просто: отсутствием средств. Областной фонд обязательного медицинского страхования финансирует, да и то по сверхминимуму, лишь статьи расходов на зарплату персонала и лекарства. Все остальное этим финансированием просто не предусмотрено.
И потому наивный Петр Семенович как фантастический рассказ слушал воспоминания, в которые пустился было один из сопалатников: он лежал в этой больнице еще при Брежневе и Андропове, Черненко и Горбачеве. Тогда категорически запрещали приносить что-либо из дома и вообще пользоваться "своим". Не только трусы и майки, но даже носки пациенты получали из больничных каптерок. Не говоря уж о посуде.
Аркадий Соларев
Эпикриз для страховки
Тамбов
Тамбовчанка Наталия Н., инвалид второй группы, страдающая полиартритом, повредила и без того слабую ногу. Участковый врач, прибывший через несколько дней после вызова, прописал то ли профилактические, то ли лечебные инъекции. А через неделю выяснилось, что у больной сложный перелом стопы и нужно обращаться к травматологу.
Когда гипс на изуродованную ногу наконец-то наложили, больную направили в стационар - городскую больницу имени архиепископа Луки, которая считается одной из лучших в городе.
Надо заметить, что с каким бы диагнозом пациент не попадал в стационар, он обязан иметь при себе не менее десятка одноразовых шприцов. Не исключено, что таким образом лечебницы обновляют их запасы на черный день, что свидетельствует о хозяйственной расторопности врачей. Причем больные говорят об этом без иронии, а с сочувствием и пониманием: не дай бог, стихийное бедствие, а в больницах нет шприцов, чтобы сделать пострадавшим, скажем, укол от столбняка?
Через несколько дней загипсованную больную Н. выписали долечиваться на дому. И то верно - не все ли равно, где лежать! В приемном покое услужливо висел список телефонов вызова такси, которыми и воспользовался ее родственник. В коридоре отделения травматологии стояли несколько колясок для транспортировки больных. Но в колясочном многообразии удалось найти лишь одну, имеющую, так сказать, рабочую группу инвалидности. Остальные явно годились лишь в металлолом. Выпросить же костыли, чтобы с ними добраться до подъехавшего такси и тут же вернуть их больнице, не удалось. Пациентку с помощью посторонних пришлось выносить на руках, как раненого с поля боя.
А вот в другой больнице, где одному из моих знакомых вырезали опухоль на ноге, пришлось покупать за свой счет весь операционный комплект, включая гипсовые бинты и резиновые перчатки для врача. Возникает законный вопрос: на чьих счетах оседают средства фонда обязательного медицинского страхования? Если пациент лечится амбулаторно, ему приходится покупать лекарства за свой счет. Если он госпитализирован, то медикаменты покупают его родственники или знакомые - в больницах не хватает самых распространенных таблеток. Конечно, страховые компании платят медицинским учреждениям за выполненные ими услуги. Но расценки смехотворны. Первичный прием больного стоит, например, около 25 рублей, вторичный - 20. Для сравнения: в Швеции такого рода расценки колеблются от 10 до 30 долларов...
Дешево лечиться в России - дорогое удовольствие. Дешевле всего лежать в морге, где бесплатно поставят самый точный диагноз и напишут подробный эпикриз.
Евгений Писарев