02.06.2004 01:30
    Поделиться

    ЦБ переходит в наступление

    Впрочем, еще задолго до начала открытого противостояния Содбизнесбанк категорически не реагировал на предупреждения ЦБ и финансовой разведки, уклонялся от сотрудничества, росла криминальная составляющая в его действиях. Итог: как злостный нарушитель, он был лишен лицензии за нарушение Закона о противодействии отмыванию криминальных доходов. Кстати, с 29 мая ЦБ отозвал лицензию и у Новочеркасского городского банка - также в связи с нарушением Закона о противодействии отмыванию. Лед тронулся?

    Беспрецедентное противодействие властям, оказанное, по всей видимости, фактическими собственниками банка, поначалу поставило в тупик и ЦБ, и органы МВД. Почти 10 дней они ничего не предпринимали, чтобы очистить здание банка от неизвестных. Это объяснялось тем, что государственные органы не могли выйти за рамки правового поля, а действующее законодательство, увы, "не предусмотрело" столь яростного сопротивления регулятору со стороны банка. Силой выдворить из него неизвестных можно было только по решению суда. И ЦБ обратился в Московский арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации банка. Но только через неделю арбитражный суд принял решение о наложении ареста на собственность банка.

    Не исключено, что решимости контролирующим и правоохранительным органам прибавила и явно криминальная составляющая дела Содбизнесбанка: банк проходит по делу об обналичивании крупной суммы - выкупа за похищенных и впоследствии убитого заместителя генерального директора "КамАЗа" Виктора Фабера. А также то, что надзором до сих пор официально не установлены имена реальных владельцев банка.

    Говоря о выводах, которые контролирующие органы сделали из столь затянувшейся паузы, первый зампред ЦБ Андрей Козлов признал необходимость изменения законодательства в части Закона о банкротстве кредитных организаций и Уголовного кодекса, а также необходимость "более тесного взаимодействия с представителями банковского сообщества, поскольку проще выйти на менеджеров и владельцев банка через других банкиров". Вместе с тем он не считает, что из-за затянувшегося конфликта с Содбизнесбанком "доверие к банковскому надзору упало - оно, скорее всего, возросло, поскольку и банкиры, и их клиенты еще раз убедились в решительности государства".

    История с Содбизнесбанком явно подпортила имидж нашей банковской системы, чем не на шутку обеспокоилось банковское сообщество. Именно этим можно объяснить трогательное "единодушие", наступившее между регулятором - ЦБ и регулируемыми им банками.

    Выступая на совместной пресс-конференции ЦБ и Ассоциации российских банков по случаю "взятия" Содбизнесбанка, президент АРБ Гарегин Тосунян подчеркнул, что "в ситуации с Содбизнесбанком я и мои коллеги поддерживаем ЦБ", и предположил, что Содбизнесбанк можно было бы привести в чувство несколько раньше, поскольку банковский рынок, как правило, раньше узнает о неблагополучии своих участников.

    В свою очередь Андрей Козлов отверг предположения о том, что случай с Содбизнесбанком обозначает какую-либо "тенденцию". По его мнению, ни о какой "компанейщине" речь не идет, а тенденцией для большинства банков является постепенное "избавление от неприятного груза прошлого".

    "То, что один из банков реагировал неадекватно на замечания ЦБ, не означает, что другие банки должны чего-то бояться - с большинством банков у ЦБ идет нормальное деловое общение", - признался "РГ" один из банкиров. И добавил, что из-за одного банка "не хотелось бы скандал раздувать".

    К сожалению, для вкладчиков на вопрос "кто следующий?" контрольные органы так и не ответили, сославшись на то, что информация банковского надзора о других банках является служебной и разглашению не подлежит. При этом так и осталось нерасшифрованным загадочное высказывание главы Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова о том, что в связи с Законом о противодействии отмыванию у ФСФМ "на очереди еще 10 банков".

    Между тем толкователем слов главы финансовой разведки стал не кто иной, как президент АРБ Тосунян: "Зубков просто имел в виду, что вопросы у него есть". И предостерег от "чересчур расширительного толкования этой его не самой удачной фразы". В свою очередь глава банковского надзора признал, что в настоящее время ведется "плановая проверка" в банке Кредиттраст. Кстати, по неофициальным данным, реальным владельцем Кредиттраста, как и Содбизнесбанка, является некий Александр Слесарев.

    На что же могут ориентироваться вкладчики при выборе банка? По-видимому, определенной гарантией надежности сможет стать прием банка в систему страхования вкладов, которая заработает, по мнению Козлова, уже со следующего года. Из 1200 банков, которые имеют право работать с вкладчиками, ходатайства уже подали около трети. В 90 банках ЦБ начал проверки на соответствие требованиям для вступления в систему, а они довольно строгие - и по раскрытию реальных собственников, и по "прозрачности" активов. Руководство ЦБ надеется, что "первый круг" рассмотрения заявок завершится к декабрю текущего года.

    Поделиться