Как стало известно "РГ", морской главком побывал на северах не далее как на прошлой неделе - в пятницу он присутствовал на военном совете 12-й эскадры в Гаджиево. Свидетели утверждают: разговор там шел на повышенных тонах. Офицеры открыто высказали Куроедову недовольство сменой командующего и обстановкой на флоте. Скорее всего, моряки не будут скрывать эмоций и в присутствии министра. Поэтому, считают некоторые аналитики, главком решил не подставляться и остался в Москве.
Прежде чем отправиться в Североморск, Сергей Иванов прилетел в родной Питер для встречи с немецким коллегой Петером Штруком. Россия и Германия вскоре собираются провести совместные ротные или батальонные учения воздушно-десантных частей, и министрам надо было уточнить их детали. Армии обоих государств реформируются сейчас в одном направлении: речь идет о создании компактных, мобильных и прекрасно оснащенных вооруженных сил. Основой их как раз являются десантные подразделения. "Наши вооруженные силы должны иметь возможность не только защищать свои страны от угрозы терроризма, но и бороться с государствами, распространяющими ОМП и готовящими террористов", - уточнил задачи десантников Петер Штрук.
Кстати, именно Германия первой из стран НАТО получила разрешение на транзит военнослужащих и военных грузов через территорию России в Афганистан в рамках международной контртеррористической операции. С 3 апреля по воздушному коридору в обе стороны проследовало более шести тысяч солдат и офицеров. В ближайший месяц должен заработать сухопутный коридор (по железной дороге). Аналогичные переговоры сейчас ведутся с Францией.
Но, возможно, самое важное сотрудничество наших стран лежит в военно-технической сфере. "В современных условиях нецелесообразно разрабатывать и делать самим все виды вооружения, - заявил после переговоров в Петербурге министр обороны Германии. - Мы пытаемся создать Европейское военно-техническое агентство, чтобы скоординировать наши усилия в области разработки новых вооружений. И, естественно, хотели бы расширять свое сотрудничество с Россией". Целью создания совместных образцов вооружения должно стать не только снабжение ими собственных армий, но и продажа на международном рынке.
Как рассказал "РГ" заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, собственно германских производителей вооружений и военной техники остается все меньше - идет процесс интеграции ВПК всей Западной Европы. Но в качестве примера можно привести адаптацию к калибрам, принятым в НАТО, некоторых российских боеприпасов, например управляемого снаряда "Краснополь". Есть у нас и опыт совместного обслуживания и модернизации советской военной техники, оставшейся в НАТО. Для Российской армии могут представлять интерес беспилотные летательные аппараты, широко применяемые в бундесвере, и авиационное управляемое оружие немецкого производства. Широкое поле для совместной деятельности лежит в области военно-морской техники.
Конечно, модернизация российских Вооруженных сил и укрепление связей с западными партнерами - не самоцель. Они затеяны для придания армии и флоту современного облика. Один из шагов на этом пути - переход на смешанную систему комплектования ВС. Сергей Иванов подтвердил, что на контракт переведут лишь части и соединения постоянной готовности в сухопутных войсках, ВДВ и морской пехоте. Остальные подразделения по-прежнему будут комплектоваться солдатами-призывниками. Зато с 2008 года срочникам вдвое сократят срок службы, и тогда, возможно, по призыву станут служить не десять процентов призывников, как сейчас, а несколько больше. Тем не менее в обозримом будущем полностью отказываться от призыва никто не собирается. Сергей Иванов объяснил почему: "Во-первых, у государства нет таких возможностей, и это надо прямо признать. А во-вторых, следует учитывать, что солдат не управляет самолетом и подводной лодкой. Это делают офицеры".