К стенам Госдумы протестантов не пустил милицейский кордон, и свои мысли по поводу обновленных процедур всенародного волеизъявления им приходилось высказывать на перекрестке Тверской, Моховой и Охотного Ряда - напротив гостиницы "Националь". Первый секретарь Московского горкома КПРФ депутат Госдумы Александр Куваев предложил собравшимся прервать несанкционированный митинг. Но народ уже разгорячился, хотел поговорить. В стихийную дискуссию под красными флагами пришлось вступить блюстителям порядка. У них нашлись аргументы, чтобы митинг рассеять, задержав при этом несколько его организаторов.
Такой пролог никак не повлиял на ход обсуждения законопроекта в нижней палате парламента. Правда, депутат фракции КПРФ Анатолий Локоть попытался донести до председателя Центризбиркома Александра Вешнякова мнение с улицы, но свел свою попытку к банальной озабоченности, что ни одной из партий по такому закону не удастся инициировать референдум. "Не проще ли вообще тогда аннулировать это право из Конституции?"
Вешняков категорически возразил - референдум нужен. Если ни исполнительная власть, ни Госдума, ни Совет Федерации не в силах решить проблему, слово за народом.
Но будет ли в таком случае слово народа решающим, какой у нас получится референдум по закону - консультативный или обязательный? Ответ Вешнякова был тверд - у других государств такая практика есть: власть может проконсультироваться с народом, а потом пренебречь его мнением, все сделать по-своему. У нас референдум носит обязательный характер.
Похвалил нашу избирательную систему в сравнении с зарубежной и первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец. Он сказал, что законопроект определил порядок проведения референдума от инициативы до подведения итогов. Но в законопроекте учтено и то, что референдум - столь мощный инструмент, что может менять судьбы страны, отдельных людей. И поэтому пользоваться им надо бережно. Слишком просто, по его мнению, такая инициатива реализовываться не должна. Однако, по мнению сторонников законопроекта, реализовать инициативу по проведению референдума вполне возможно.
Что для этого нужно? Чтобы хотя бы в 45 регионах России нашлись 4500 человек - по сотне на каждый регион, - которые бы и организовали инициативные подгруппы, а потом, уже объединившись в инициативную группу, собрали каждый на своей территории не менее 2 миллионов подписей в общей сложности. Нужно также, чтобы вопросы, выносимые на федеральный референдум, имели общегосударственное значение.
Ограничения, а особенно запрет на проведение референдума в последний год полномочий президента и Госдумы, а также "в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории страны", дали думской оппозиции повод обвинить авторов законопроекта, а заодно и "единороссов", выступающих за его принятие в "столь спешном порядке", "несмотря на обещание широкого обсуждения", в узурпации власти. "Госдума - дитя референдума 2003 года. На каком основании мы лишаем родителей родительских прав?" - спросил коллег вице-спикер нижней палаты от фракции "Родина" Сергей Бабурин.
Валентин Купцов, представляя позицию фракции КПРФ, сказал, что усложнение процедур референдума делает его фикцией. Алексей Митрофанов от имени либерал-демократов заявил, что им все это не очень нравится. Однако, как и много раз прежде по другим спорным законопроектам, фракция ЛДПР поддержит "единороссов", чтобы те, когда придет время отчитываться перед избирателями, не оправдывались тем, что "Единой России" мешали и потому она не сделала того, что должна была сделать.
Независимый депутат Владимир Рыжков заявил, что законопроект резко ухудшает права граждан и улучшает права власти. Рыжков подтвердил намерение несогласных с новыми правилами проведения референдума обратиться в Конституционный суд. Председатель Центризбиркома в ответ резко возразил: норма, требующая создание фондов, "наступает только на интересы тех, кто против финансовой прозрачности".
Противников законопроекта возмутило, что профильный комитет дает для внесения поправок к документу всего три дня, один из которых - выходной. Коммунист Сергей Решульский назвал это издевательством. Но Александр Москалец защитил решение комитета: законопроект достаточно проработан, за спиной у него и старый закон, проверенный практикой. И если депутаты были заинтересованы, они могли за две недели, предшествующие первому чтению, документ изучить, оценить и сделать замечания. Председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сделал шаг навстречу коллегам, предложив вносить поправки к законопроекту неделю - до 9 июня.
Думским "единороссам" хватило бы голосов в своей фракции, чтобы набрать конституционное большинство для принятия проекта закона о референдуме в первом чтении. С поддержкой либерал-демократов получилось около 350 голосов. Против законопроекта проголосовали 96 депутатов.