Подобная активность ведущих сербских политиков большинством местных наблюдателей связывается не только с предвыборными расчетами (ясно, что поддержка Москвы приносит дополнительные голоса избирателей, значительная часть которых настроена пророссийски), но и с возросшей ролью России в международных делах, в том числе на Балканах.
О целях своего визита и ожиданиях, а также о ситуации в госсодружестве Сербия и Черногория Воислав Коштуница беседовал с балканским корреспондентом "РГ".
- Первый традиционный вопрос, господин премьер-министр, о цели вашего визита в Россию.
- Прежде всего это содействие дальнейшему улучшению отношений между нашими странами. Отношений, которые всегда были больше, чем дружеские. Я бы назвал их теплыми и братскими. Вне зависимости от политических курсов и политиков Россия была страной, на которую сербы веками во времена турецкого рабства смотрели как на луч света и надежду. Страной, в которой после подавления восстания 1813 года многие сербы нашли приют. Равно как и многочисленные сыны России обрели второй дом и родину в Сербии после Октябрьской революции. В разных областях - в архитектуре, строительстве, искусстве, медицине - они подняли маленькую и обескровленную Сербию на европейский уровень. Словом, я не могу дипломатическим языком описать отношения между русскими и сербами, Россией и Сербией и Черногорией.
- Вы отправляетесь в Россию в преддверии президентских выборов в Сербии. Ваша поездка как-то связана с этим событием?
- Нет, конечно. Сербия волей случая идет из одной избирательной кампании в другую. Но динамика развития нашей дружбы не может ждать конца всех возможных кампаний. Обязанность политиков обеих стран - придавать этой динамике все новые и новые импульсы. Иначе говоря, необходимо делать все возможное, чтобы наши отношения развивались естественно и чтобы никакие выборы или политические изменения не могли бы влиять на них.
- Почему на сей раз вы не выдвинули свою кандидатуру на президентский пост? Не потому ли, что дважды на предыдущих выборах вы так и не стали во главе государства, хотя и набирали самое большое число голосов.
- Сейчас я возглавляю правительство. Это очень ответственная работа. Причем выполнять премьерские функции мне доверили избиратели. Потому считаю безответственным по отношению к гражданам Сербии уйти с этой должности ради того, чтобы претендовать на другое место, пусть даже президентское.
- Ваша оценка ситуации в Сербии, Косово, отношений с Черногорией...
- Нынешнее правительство делает все возможное, чтобы Сербия стала стабильным демократическим государством. Менее чем за девяносто дней нашего правления мы добились большего, чем предыдущая власть за три года. Прежде всего в деле утверждения демократических ценностей. Принят закон о конфликте интересов, который имеет принципиальное значение для борьбы с коррупцией. Исключено любое вмешательство исполнительной власти в выборы судей, прокуроров и их заместителей. Нынешнее правительство не замешано ни в одну аферу. Ни один журналист или редактор не может сказать, что на него оказывается политическое давление. В парламенте царят истинно демократические принципы - оппозиционные депутаты стоят во главе ряда важных комитетов. Может быть, это и не такая уж новость для стабильных демократических стран, но для Сербии это так.
Верим, что наша политика в отношении Косово и Метохии правильная. В решении косовской проблемы необходимо прежде всего исходить из резолюции Совета Безопасности ООН 1244 как общего и обязывающего все стороны акта, который предусматривает широкую автономию для Косово и Метохии в рамках Сербии. Мы убеждены, что широкая автономия Косово и Метохии в рамках Сербии должна также обеспечивать широкую автономию и для сербского населения в крае, не затрагивая при этом конечный статус Косово, подчеркнул премьер. Вот таков наш план о так называемой децентрализации Косово.
Что касается отношений с Черногорией, то делаем все, чтобы показать, что в рамках Белградского соглашения и Конституционного устава госсодружество может функционировать. Демократическое государство Сербия и Черногория с ясно выраженной децентрализацией Косово и Метохии в Сербии - вот, по-моему, решение, которое гарантирует стабильность целого региона.
- Предполагается, что вас примет Президент России Владимир Путин. Это, если не ошибаюсь, будет ваша третья встреча. Первая состоялась в Москве в октябре 2000 года сразу после падения режима Милошевича. Потом - следующим летом в Белграде. Чего вы сегодня ждете от Москвы?
- Ожидаю добрых, конструктивных и дружеских переговоров. Важной темой этих переговоров станет расширение и укрепление экономических связей, сотрудничество в области культуры. Было бы идеальным поднять экономические связи между Сербией и Россией до уровня политических отношений. Кроме того, уверен, что встречу в России понимание, которое ваша страна с давних пор проявляет в отношении внутренних проблем Сербии. Надеюсь также, что Москва по-прежнему будет гибко подходить к ситуации на Балканах. Думаю, мы поговорим и о проблемах, которые для нас представляют общий интерес, - прежде всего о терроризме как чеченском, так и албанском в Косово и Метохии.