Ситуация с выплатой зарплаты, по его словам, начала заметно улучшаться с начала 2004 года. В конце января размер задолженности снизился до 29 миллиардов рублей, а в марте-апреле еще на 4 миллиарда. Общий размер задолженности по заработной плате на 1 мая 2004 года составляет 24 миллиарда рублей.
Много это или мало? Если сравнивать задолженность с общим фондом зарплаты, прогнозируемым на этот год в сумме 4 триллионов 108 миллиардов рублей, то ее сумма кажется не очень значительной. Но в сравнении с месячным фондом оплаты труда или с ежедневным безденежьем, вынуждающим людей идти на меры, опасные для здоровья и жизни, ситуация не будет представляться столь оптимистичной. На сегодняшний день сумма задолженности по заработной плате - 7,4 процента от месячного фонда оплаты
труда. Наиболее проблемными отраслями в этом смысле Зурабов назвал машиностроение и металлообработку, где долги доходят почти до 18 процентов от общего размера задолженности - это 4,2 миллиарда рублей, а также угольную промышленность, где размер задолженности складывается в три процента, но при этом составляет 801 миллион рублей. Крайне неблагополучная ситуация, по словам министра, складывается в сельском хозяйстве. По информации Зурабова, задолженность перед работниками, занятыми в сельском хозяйстве, составляет 90 процентов месячного фонда оплаты труда.
Но если правительство может предпринять какие-то экстренные меры, чтобы решить проблемы с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы или задолженностью, возникшей из-за того, что федеральный бюджет или бюджеты других уровней не выполнили свои финансовые обязательства, то проблемы, связанные с невыплатой заработной платы в негосударственном секторе экономики решить сложно.
Хотя и здесь, по мнению Михаила Зурабова, наметились перемены, если оценивать ситуацию по косвенным признакам: количество забастовок и других форм протеста, которые предпринимались работниками в связи с задержкой заработной платы, в нынешнем году сократилось в десять раз. За аналогичный период прошлого года зафиксировано 55 подобных случаев. Зурабов отметил хорошую динамику в выплате зарплаты бюджетникам. Год начался с задолженности в1,4 миллиарда рублей по заработной плате перед работниками бюджетной сферы всех уровней. 1 апреля сумма долга снизилась до 700 миллионов рублей, а к первому мая - до 666 миллионов рублей. Кроме этого, зная по опыту, что в летний период проблема может обостриться в связи с массовыми отпусками учителей, правительство дополнительно направило в субъекты Федерации 27 миллиардов рублей, которые, по мнению Зурабова, должны существенно нормализовать ситуацию и не допустить возникновение задолженности перед работниками бюджетной сферы в предотпускной период. Общая сумма средств, которые федеральный бюджет с начала года направил в субъекты Федерации для выравнивнивая бюджетной обеспеченности, составляет 88 миллиардов рублей.
Как сказал Михаил Зурабов, Министерство финансов ведет постоянный мониторинг и будет готово помочь регионам дополнительными бюджетными ссудами. Государство - минимальный должник по заработной плате, утверждает Михаил Зурабов. Главные проблемы с невыплатой - в частном секторе экономики. Но работники частных предприятий не чужие государству люди, граждане России. Государство должно защитить их права. И по словам Зурабова, пытается это делать теми средствами, которыми располагает. Государственная инспекция труда проводит систематические массовые проверки с участием работников прокуратуры, представителей профсоюзов. За первый квартал нынешнего года прошло 15,2 тысячи проверок, работодателям направлено около девяти тысяч предписаний. И 561 тысяча граждан в результате смогла получить задержанную заработную плату, которая в общей сумме составила 2,2 миллиарда рублей. Однако недобросовестных работодателей это мало дисциплинирует. Самое большое, что им грозит по итогам проверки, - штраф в пять тысяч рублей. К тому же предприимчивые руководители, оставляющие без средств существования своих работников, знают пути, которые могут увести их от наказания. Так что, признался Михаил Зурабов, набор инструментов у государства для того, что защищать интересы и права граждан, работающих в частном секторе экономики, весьма ограничен. "Значит ли это, что вы надеетесь, что проблема рассосется сама собой? Или все-таки нужна государственная стратегия для ее решения?" - последовал депутатский вопрос министру. Михаил Зурабов допустил и то, и другое. И механизмы, которые позволили бы государству эффективно защищать интересы работающих граждан, необходимо совершенствовать, и надеяться на то, что благоприятная экономическая обстановка снимет остроту этого вопроса, тоже можно. Так, по мнению Зурабова, и происходит. В 1999 году размер задолженности составлял 77 миллиардов рублей, при том, что фонд оплаты труда тогда был раз в пять меньше. "Экономическая ситуация должна постепенно помочь нам. Но, безусловно, в этой работе активную позицию должны занимать и профсоюзные организации". Коммунистам, которые вообще-то ждали в Думе с информацией по этому вопросу премьер-министра Михаила Фрадкова, информация Зурабова тем не менее показалась интересной. Они связали ее с новым Трудовым кодексом и сделали вывод - "время убийственно показывает его цену". Михаил Зурабов согласился, что Трудовой кодекс после проверки его двухгодичной практикой нуждается в правке. Однако напомнил депутатам, что долги по зарплате в основном старые, сделанные еще при КЗоТе. К великому сожалению, тридцать процентов их уже не вернуть - предприятия обанкротились.
Какие проблемы? - удивлялся депутат "Родины" Валентин Варенников: "У нас громадный профицит в бюджете, неужели мы не можем отрезать один раз, закрыть этот вопрос и объявить гражданам России, что задержек заработной платы больше не будет".
Не можем - был ему ответ. Потому что бюджет не должен платить по долгам частных предприятий. Тогда эти предприятия надо вернуть государству, предложил выход Владимир Овсянников из фракции ЛДПР.
Председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев представил коллегам свою программу борьбы с задолженностью по заработной плате, которую считает основным рычагом преодоления бедности (см. "РГ" от 2.06.2004). "На сегодняшний день у государства, заметил он, в этом отношении две новости - одна хорошая, другая плохая, как в анекдоте. Хорошая состоит в том, что доля государственных долгов в общем долге заработной платы низкая и продолжает снижаться. Плохая состоит в том, что у государства не существует на сегодняшний день стратегии преодоления задолженности заработной платы как национального зла". Нужно использовать самые разные формы, посоветовал Исаев, "начиная с инвентаризации списка должников", публикации этого перечня ненадежных работодателей, за кредитоспособность которых государство не может ручаться. Часть обязанностей в преодолении задолженности по заработной плате Исаев предложил взять на себя Государственной Думе. Андрей Исаев считает, что ситуация с задолженностью должна быть под особым контролем Госдумы, и тогда через четыре года депутаты "могли бы сказать своим избирателям: мы уходим, когда задолженность по зарплате перестала быть массовым явлением".
Хорошо бы, чтобы до этого благословенного времени дожили все голодавшие недавно шахтеры и другие люди, уже потерявшие надежду, что получить заработанные ими деньги поможет закон и власть, а не голодный протест.