Ирак начинался в Белграде

Обе стороны тревожит положение неалбанского населения, остро стоит проблема соблюдения его прав и свобод. Не меньше беспокоит и хроническое неисполнение всех международных договоренностей, касающихся автономии. В то же время пока не видно иного выхода, кроме усиления активности международного сообщества в этом регионе. Коштуница представил Путину план решения косовской проблемы, разработанный сербским правительством. Президент России счел, что план "позитивен" и его можно взять за основу, доработав вместе со всеми участниками процесса, чтобы обеспечить реальную безопасность в Косово. В свою очередь, Россия готова содействовать всем международным организациям, занятым урегулированием в крае, "но это только в том случае, если увидим, что мы там нужны и решения будут приниматься с нашим участием".

- Мы вывели оттуда свой воинский контингент не потому, что нам безразлично, что происходит в Косово, а потому, что присутствие контингента, который ни на что не может повлиять и ничего не решает, бессмысленно, - сказал Владимир Путин.

Президент Путин отметил, что Россия всячески приветствует укрепление союза Сербии и Черногории. А вот что не приемлет - так это попытки стран НАТО влиять на изменение внутриполитической ситуации в этих и других государствах, "чем бы они ни были мотивированы".

- Я глубоко убежден, что если бы в свое время у международного сообщества хватило мужества и сил предотвратить бомбардировки Белграда, то сегодня бы у нас не было такой тяжелой ситуации в Ираке, - резюмировал Путин.

О событиях 1999 года вспомнил и Коштуница: "Это вмешательство ничего хорошего не дало, оно принесло только ущерб".

Только этническим конфликтом все проблемы Сербии не ограничиваются. После 1999 года экономика и инфраструктура страны по-прежнему в упадке. Россия готова оказывать ей посильную помощь в рамках торгово-экономического сотрудничества. Однако, считает Владимир Путин, по совести говоря, страны НАТО тоже должны принять участие в восстановлении экономики страны: "Средства на восстановление экономики должны выделять те, кто ее разрушил. Разрушить разрушили, а восстанавливать не хотят".

Правда, судя по всему, в самой Сербии не надеются на "совесть" НАТО и в основном полагаются на Россию. Наша страна традиционно является ее главным партнером. В 2003 году товарооборот достиг 1,5 миллиарда долларов, из которых 85 миллионов приходится на взаимодействие столиц двух государств - Москвы и Белграда.

Президент России среди перспективных направлений сотрудничества назвал топливно-энергетический комплекс и банковскую систему.

Воислав Коштуница особо подчеркнул заинтересованность Сербии в приходе российских компаний на рынок этой страны. При этом правительство понимает, что ситуация внутри страны не позволяет надеяться на резкий подъем интереса к экономике Сербии. Кроме того, на встрече с президентом России сербский премьер напомнил о хорошем военно-техническом сотрудничестве, которое существовало между нашими странами. В итоге стороны решили, что во второй половине июня в Москву из Белграда приедет правительственная делегация на уровне министров, а также делегация для обсуждения вопросов военно-технического сотрудничества.

В речи главы сербского правительства была затронута и тема политического взаимодействия двух стран. Хотя здесь не все так просто. С конца 2002 года Сербия живет без действующего президента - все выборы проваливались из-за низкой явки населения. 13 июня этого года в республике пройдет очередное избрание главы государства. Несмотря на то, что фактическая власть и в Сербии, и в Черногории находится в руках глав правительств, новый президент может внести изменения в расстановку политических сил.

Впрочем, нельзя закрывать глаза на один очевидный факт - Сербия живет в условиях объединяющейся Европы, что накладывает определенный отпечаток и на ее политику. Так, в конце мая были проведены совместные военные учения с Румынией, которая входит в НАТО, организацию, еще пять лет назад бомбившую Сербию. Одновременно Евросоюз не исключает возможности полного объединения Европы. Во всяком случае, 17 стран Центральной и Восточной Европы, входящих в ЕС, уже заявили о том, что следует дать возможность остальным европейским государствам войти в Евросоюз. Это касается и Сербии.

Владимир Кузьмин,

Олег Галицких

СОЧИ