Специалисты еще несколько лет назад поняли, что дорожное движение в городе придется реформировать. Количество автомобилей росло гораздо быстрее, чем прибавлялись новые дороги. Но, по мнению ученых, беда города еще и в том, что не все его резервы использованы на 100 процентов. По оценке Леонида Липсица, главы Центра организации дорожного движения Москвы, которому и предстоит координировать работу по внедрению схемы, как минимум на 15 процентов разгрузить центр получится.
- Программа разрабатывалась давно и достаточно сложно, - сказал "РГ" Леонид Липсиц. - Она требовала основательной подготовки и проработки, поскольку касается многих организаций. Существующая система организации движения устарела. Это мировая практика внедрения таких схем.
Программа действительно капитальная. Сюда вошли практически все предложения, которые так или иначе обсуждались в Москве в последние годы. В общей сложности, как сообщили "РГ" в пресс-службе Департамента транспорта и связи Москвы, воплощение всех проектов, прописанных в постановлении, обойдется городскому бюджету более чем в восемь миллиардов рублей. Она рассчитана на три года.
В основе документа проект, озвученный НИиПИ Генплана более года назад.
- Теперь дело должно сдвинуться с мертвой точки, - сказал "РГ" Александр Красников, заместитель руководителя отделения транспорта и дорог института, один из основных авторов проекта. Он не просто так говорит эти слова - утверждение документа шло почти год. И еще два года назад были определены развязки и улицы, где необходимы мероприятия.
В документ вошел ввод односторонней схемы движения на Николоямской улице, Большой и Малой Никитских, Пречистенке, а также еще на нескольких крупных улицах и почти 130 переулках. А Верхняя Радищевская и Яузская улицы должны стать односторонними уже в этом году. В 2006 году то же случится и с набережными в центре Москвы (см. справку). Похоже, решена судьба и Садового кольца. Вскоре НИиПИ Генплана должен будет заняться разработкой схемы организации движения на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцом для того, чтобы впоследствии можно было закрутить Садовое в одну сторону. Хотя к этой идее ученые относятся, мягко говоря, скептически, считая, что транспортной ситуации на Садовом кольце односторонность не поможет, поскольку оно в разных местах разной полосности, и пробки в любом случае останутся.
В текущем же году будет построен долгожданный пешеходный переход на Кудринской площади через Садовое кольцо. В следующие два года в центре Москвы должно появиться еще 11 внеуличных (то есть подземных или надземных) переходов (см. справку).
Капитальной переделке будет подвергнуто около десятка развязок. В частности, планируется пробить проезд под Крымским мостом, со стороны Крымской будет построен новый съезд с Серебрянической набережной на Садовое кольцо.
Кроме того, на многих крупных улицах, таких, как Тверская, Маросейка, Сретенка, и других планируется оградить проезжую часть, а пешеходные переходы сделать доступными для инвалидов. По всему центру в течение трех лет должна быть внедрена организованная парковка с обязательным лимитированием мест для инвалидов. Возможно, парковочные места будут закреплены за конкретными предприятиями, которые и обяжут следить за соблюдением порядка парковки.
Запланировано
Строительство новых и реконструкция существующих проезжих частей и сооружений (запланированы на 2005 г.):
Пробивка Новокузнецкой ул. от Климентовского переулка до Комиссариатского моста; проезда под Крымским мостом; съезда с Большого Каменного моста с передвижкой здания; реконструкция Комиссариатского моста; съезда с Устьинского моста на Москворецкую набережную; пробивка Краснопресненского проспекта на Садовое кольцо; расширение Пречистенской набережной; съезда с Серебрянической набережной на Садовое кольцо.
Пешеходных переходов. (Все объекты, кроме Кудринской площади, запланированы на 2005 г.): Кудринская площадь; пересечения Садового кольца с Проспектом мира, с ул. Каретный ряд; с Большим Харитоньевским переулком; со съездом на Серебряническую набережную; Зубовская площадь; ул. Большая Ордынка и Климентовский переулок; Смоленская площадь; ул. Большая Якиманка и Большая Полянка; Баррикадная ул. у станции метро "Баррикадная"; Оружейный переулок; Ул. Большая Полянка у станции метро "Полянка".
Введение одностороннего движения: Верхняя Радищевская - Яузская ул. (к Садовому кольцу, 2004г.); Большая Никитская ул. (от Садового кольца, 2005 г.); Малая Никитская ул. (к Садовому кольцу, 2005 г.); Пречистенка ул. (от Садового кольца, 2005 г); Пречистенская наб. (от ул. Ленивка до Соймоновского пр-да, 2005 г.); Кремлевская наб. (от Б. Москворецкого моста до ул. Ленивка, 2006 г.); Москворецкая наб. (от Китайгородского пр-да до Б. Москворецкого моста, 2006 г.); Софийская набережная (от Б. Каменного моста до Б. Москворецкого моста, 2006 г.)
Раушская набережная (от Б. Москворецкого моста до Б. Устьинского моста, 2006 г.)