04.06.2004 01:10
Поделиться

Итоги отопительного сезона

Кажется, еще совсем недавно Архангельскую область называли "вторым Приморьем" по аналогии с тяжелейшим положением в энергетике Дальнего Востока при губернаторе Евгении Наздратенко. Северяне подолгу оставались без света и тепла. Власти копили долги перед энергетиками, а те, в свою очередь, не могли рассчитаться за получаемое топливо. Так, 2000 год ОАО "Архэнерго" закончило с убытками в 450 миллионов рублей. Но за короткий срок Архангельская область и официально, и фактически вышла из "черного списка".

На исправление ситуации менеджменту вновь созданной Северной энергетической управляющей компании (СЭУК) потребовалось менее двух лет. Более того, "Архэнерго" стала одной из наиболее динамично развивающихся "дочек" РАО "ЕЭС России", что позволило журналу "Эксперт" включить ее в число крупнейших отечественных компаний по уровню капитализации.

Наивно думать, что руководство СЭУК смогло обойтись без жестких мер. Пришлось добиваться своевременной оплаты отпускаемой энергии, введения экономически обоснованных тарифов. С другой стороны, положительные результаты принесли меры по оптимизации бизнес-процессов в "подведомственных" СЭУК региональных энергокомпаниях, в том числе Архангельской. Наконец, и это обстоятельство является крайне важным, в своих усилиях по наведению порядка в энергохозяйстве региона руководители СЭУК и "Архэнерго" находили нужную им поддержку со стороны областной администрации.

В прошлом году Архангельск передал энергетикам тепловые сети, совсем недавно власти Северодвинска подписали соглашение с СЭУК о передаче в аренду "Архэнерго" муниципальных тепловых сетей. С этим связывается значительное улучшение качества теплоснабжения населения. Здесь постепенно гасят старые долги, исправно оплачивают текущее потребление энергии, руководствуясь расчетом и простым здравым смыслом.

Увы, такие партнерские отношения не везде еще стали нормой. Например, сейчас можно услышать от тех же энергетиков, что "полюс холода" постепенно с Севера может переместиться в среднюю полосу. Имеется в виду прежде всего ситуация в Костромской области.

При этом претензий к работе самой региональной энергосистемы нет. Она демонстрирует положительную динамику в своей работе. Но это никого не может согреть. Заявив, что нет денег на покрытие расходов по свету и теплу, местные власти досрочно закончили отопительный сезон к естественному неудовольствию костромичей.

Городские СМИ отреагировали тут же соответствующим образом. Они напомнили, что ситуация приобрела хронический характер, поскольку в местные бюджеты на энергетику закладывается всего 70 процентов средств от необходимого текущего потребления. А проблемы долгов прошлых лет вообще не существует, гасить их вроде бы и не надо. При этом долг всех потребителей Костромской области приблизился к 850 миллионам рублей. Это означает, что энергосистема почти четыре месяца отдает свой товар "за спасибо", фактически кредитуя экономику региона.

При этом самый крупный должник - Кострома. Только коммунальщики города задолжали энергетикам 360 миллионов рублей. Все планы "Костромаэнерго" поставлены под угрозу: нет денег ни на ремонты, ни на закупку топлива. Под очень большим вопросом и подготовка к зиме. Еще прошлой осенью на подстанции "Кострома-2" вышел из строя один из двух трансформаторов. На оставшийся на ходу агрегат энергетики чуть ли не молились. Выйди и он из строя, и костромские жители перешли бы на свечное освещение долгими зимними вечерами. Заказать новый трансформатор удалось, но лишь в апреле, с трудом собрав необходимые средства.

Энергетики неоднократно предлагали свои пути решения проблемы неплатежей. Например, в 2002 году с администрацией области было подписано соглашение о реструктуризации задолженности. По нему была предоставлена трехлетняя рассрочка на погашение долга. Но оно хронически не выполняется: отставание от графика составляет уже 450 миллионов.

Похоже, властям области и города сейчас не до этого. Ситуация осложняется трениями между губернатором и мэром Костромы.

Впрочем, костромичи отплатили той же монетой. Недавние выборы, где явка была одной из самых низких по стране, наглядно это продемонстрировали.