04.06.2004 03:00
    Поделиться

    Право на пенсию доказал КС

    С запросами по проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в КС обратились парламент Астраханской области, республиканский суд Удмуртии, несколько городских и районных судов. Кроме того, жалобы в КС направили 38 рядовых россиян, считающих себя ущемленными соответствующим законом. Эти люди почти всю жизнь трудились в сфере образования, здравоохранения и культуры, а потому рассчитывали на досрочное получение пенсии по выслуге лет. Такое право, в соответствии с законом, предоставляется педагогам, медикам и работникам культуры, отработавшим по специальности определенное время: учителям закон отвел 25 лет, врачам - 25-30, в зависимости от места работы, и артистам - 15-30 лет в соответствии с характером деятельности (профессиональная жизнь артистов цирка и балета короче, чем у остальных). Однако в органах социального обеспечения на местах людей разочаровали, а отказ в начислении пенсии обосновали тем, что закон предоставляет преференции только работникам, осуществлявшим свою деятельность в государственных или муниципальных учреждениях образования, здравоохранения или культуры.

    Вчера КС вынес окончательное решение и признал несоответствующими Конституции взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как "не имеющие объективного и разумного оправдания". Дела заявителей, в соответствии с постановлением, подлежат пересмотру.

    Радость истцов разделил депутат Госдумы Сергей Попов, присутствовавший в зале. Однако он тут же рекомендовал поторопиться всех заинтересованных с оформлением досрочной пенсии и пенсии вообще, поскольку Совет Федерации, а вслед за ним и нижняя палата уже отклонили проект закона о профессиональных пенсиях.

    Следующим пунктом на повестке дня стало рассмотрение запроса самого Сергея Попова и еще 106 его коллег о проверке конституционности ряда статей Уголовно-процессуального кодекса. В частности, часть 2 статьи 7 УПК РФ не позволяют суду, обвинителям и работникам следствия применять федеральные законы, если они противоречат УПК, а это, по мнению Попова, может привести к нарушениям прав граждан. В то же время часть 2 статьи 15 УПК РФ разделяет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела, тем самым освобождая органы прокуратуры и предварительного следствия от обязанности выявлять оправдывающие и смягчающие обстоятельства, целиком возлагая их на защиту. Это же дает право обвинению игнорировать доказательства невиновности, имеющиеся в их распоряжении. Часть 5 статьи 73, по мысли депутатов, прямо противоречит основополагающему принципу презумпции невиновности, поскольку фактически возлагает на обвиняемого обязанность доказывать свое алиби. Часть 8 статьи 234 запрещает вызывать в суд в качестве свидетелей родственников обвиняемого, тем самым ограничивая возможность доказательства его невиновности. И наконец, статьи 107 и 450 допускают возможность домашнего ареста членов парламента без согласия нижней или верхней палаты, что напрямую противоречит Конституции.

    Решение по этому запросу может быть вынесено в течение двух-трех недель. Впрочем, учитывая сложность вопроса и то, что судьи КС скоро уходят в отпуск, депутатам, вполне возможно, придется ждать постановления до сентября.

    Поделиться