04.06.2004 03:00
    Поделиться

    Портос дослужился до пенсии

    Он снялся больше чем в 80 фильмах. Первой была картина "Двое", вышедшая на экраны в 1964 году. В ней Валентин Смирнитский снимался с дочерью известной актрисы Зои Федоровой - Викторией.

     

    Он не был обойден вниманием режиссеров и в дальнейшем, но многосерийный фильм "Д Артаньян и три мушкетера" оказался для актера самым звездным. Как говорит Валентин Смирнитский, "самое интересное, что я был абсолютно искорежен в этом фильме, и даже не знаю, по каким признакам меня до сих пор узнают те, кто видел меня в этой ленте".

    ... Его путь в актеры был лишь косвенно предопределен - мама работала в сети кинопроката, а отец был главным редактором Центральной студии документальных фильмов. И то, что Валентин Георгиевич захотел стать артистом, было спонтанным и неожиданным решением. В школе, по его признанию, он был троечником. Но получилось так, что одна из школьных учительниц привела его в драматический кружок. С этого все и началось - в школьном спектакле он успешно дебютировал в роли Хлестакова. И закралась у мальчика шальная мысль: а не пойти ли в артисты? Он начал заниматься в самодеятельной студии вместе с Сергеем Шакуровым, Василием Бочкаревым. На экзамен в "Щуку" Смирнитский пришел худой, длинный, смешной и, прочитав "Облако в штанах" Маяковского, какой-то отрывок из прозы Гоголя и басню Крылова, обошел других абитуриентов и попал в театральное училище с первого захода.

    Одновременно с ним учились сестры Вертинские, Валентина Малявина, Инна Гулая, Андрей Миронов, Никита Михалков, Александр Калягин. После окончания училища его пригласили три московских театра и еще питерский театр имени Ленсовета. Но ехать в Ленинград ему, коренному москвичу, не было смысла. А вот пойти к замечательному режиссеру Анатолию Эфросу - это казалось заманчивым.

    Его первая театральная роль - Треплева в "Чайке" - была выстроена Эфросом вопреки всем классическим канонам... Затем Смирнитский был Андреем Прозоровым в "Трех сестрах" - спектакль прошел 30 раз и его запретили за искажение русской классики... Играл и мольеровского Дон Жуана, Кассио в "Отелло", Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Кочкарева в "Женитьбе", во многих других пьесах - театральная биография богатая.

    Смирнитский - Портос - образ, популярный уже двадцать с лишним лет, о такой роли можно только мечтать. Кстати, отдавая предпочтение театру, актер считает, что он больше "засветился" в кино. С самого начала были роли заметные - в фильме "Щит и меч" он играл парнишку, истерзанного нацистскими пытками, в финале фашисты должны были повесить героя... Трос, на котором его "вешали", оборвался, получилось как бы по-настоящему. Члены съемочной группы смеялись над этой сценой гомерически - юный Валентин забавно дрыгал ножками...

    Как ни странно, в "Трех мушкетерах" Смирнитский совсем не видел себя в роли Портоса: "Режиссеру Юнгвальд-Хилькевичу я тогда ответил на его предложение: мол, я совсем не похож на "большегрузного" мушкетера (мне в детстве хотелось, если не Атосом быть, то хотя бы Арамисом)... А тот в ответ: "Ничего, поправишься, да еще мы оденем тебя". У него были свои аргументы, что-то ему во мне "показалось". Я начал сниматься в этой картине, о чем не жалею. Время все расставило по своим местам. Фильм популярен до сих пор".

    Смирнитский к влиянию этой роли на актерскую судьбу относится философски: "Например, Борис Иванович Бабочкин всю жизнь проходил как Чапаев, так пусть и ко мне "прилепится" образ Портоса - я не против его вальяжности и благородства".

    Валентин Георгиевич, начав с детства заниматься спортом, его не оставляет - футбол, плавание - любимые виды. Признается, что обожает бывать с друзьями на природе - шашлычки, тусовочки всякие... Но с алкоголем давно завязал, не прибегал к нему даже в моменты отчаяния, когда у него погиб сын. Есть у Смирнитского дочь Марфа - талантливый художник. Женат Валентин Георгиевич был не раз, но разговоров на эту тему не любит.

    Немало артист Смирнитский побывал за рубежом, но никогда, несмотря на приглашения, не хотел остаться в каком-нибудь "бананном Сингапуре": "Я очень много общался с нашей эмиграцией. И психологически она производит на меня очень тяжелое впечатление: все это чужие люди в той стране, в которой живут. Раньше их было немного, и они как-то растворялись незаметно. Сейчас, куда ни приедешь, к тебе бросаются толпы эмигрантов - в Израиле, Греции, Германии, Америке, Австралии... Наша последняя эмиграция - несчастные люди, они на меня чудовищное впечатление производят. Есть, конечно, личности, которым все равно, где жить. Но меня с нашей страной связывают корни, от которых оторваться не могу. И потом профессия - все наши творческие люди, которые уехали и попытались что-то сделать, практически потерпели крах - даже при внешнем благополучии".

    Он, Валентин Смирнитский, галантный, вальяжный, обаятельный и, как говорят все, кто с ним непосредственно общается, всегда окруженный облаком восхитительного аромата табака, по которому присутствие артиста вычисляют в кулуарах Театра Луны, где он служит, сейчас снимается в новом детективном сериале канала СТС "Умножающий печаль". Но название фильма никак не соответствует характеру любимого многими актера.

    Поделиться