07.06.2004 06:00
    Поделиться

    Торжества в Нормандии

    На Западе 6 июня хорошо известно как день "Д". Именно в этот день в 1944 году началась операция "Оверлорд". Позже историки подсчитали, что только за первые сутки Нормандской десантной операции через Ла-Манш удалось перебросить 175 тысяч человек в полном боевом снаряжении, а также 50 тысяч единиц техники, начиная от мотоциклов и заканчивая бронированными бульдозерами. Операция была действительно уникальной. Однако успешной она стала во многом благодаря и Красной армии. До недавнего времени европейские и американские специалисты говорили об этом неохотно. И в учебниках по истории, и в документальных фильмах о восточном фронте упоминалось вскользь.

    Последние несколько лет ситуация все же стала меняться. Теперь в Европе вспоминают о том, что на Тегеранской конференции Сталин дал обещание союзникам (и впоследствии его сдержал) начать активные наступательные действия незадолго до дня "Д", чтобы оттянуть силы и внимание фашистов от Атлантического побережья. Выступая на торжествах, Жак Ширак вчера воздал дань памяти "героическим солдатам Красной армии, которые под Москвой, в Сталинграде, под Курском открыли путь для неудержимого продвижения" к разгрому нацизма. Более того, западные историки признали, что именно разработки советской военной науки стали одним из ключевых элементов операции "Оверлорд". Выяснилось, что в 1936 году группу военных специалистов из США и Великобритании пригласили на крупные маневры Красной армии в районе Минска. И там довольно искушенных в военном искусстве специалистов поразили революционной новинкой - выброской многочисленного стратегического десанта. Военные эксперты все "намотали на ус" и применили в Нормандии.

    Ветераны второго фронта, правда, до сих пор не могут смириться с тем, что не они первыми вошли в Берлин.

    "Жаль, что Сталин нас опередил", - угрюмо заметил бывший разведчик Билл Коллеман. "Почему жаль, ведь тогда США и СССР были союзниками", - возразили журналисты. "Все равно - освобождать Берлин должны были мы", - не успокаивался ветеран. Но все же предложил выпить сидра за общую победу из сувенирной бутылки с этикеткой "День "Д".

    Основной десант союзников с воздуха высадился в местечке Кольвиль-сюр-Мер. Именно эту деревню несколько лет тому назад американский кинорежиссер Стивен Спилберг выбрал местом съемок своего фильма "Спасти рядового Райана". А вчера там же Ширак и Буш еще до прибытия остальных глав государств встречались с ветеранами американского десанта.

    Прилетевший чуть позже Владимир Путин, от имени всего российского народа выразил "огромную, искреннюю благодарность" за исторический подвиг. Что же касается решающей роли Красной армии в разгроме фашистской Германии, то в следующем году у нас будет прекрасный повод расставить все по своим местам - Россия отметит 60-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне.

    Впервые на торжества по случаю открытия второго фронта была приглашена и немецкая делегация - праздник уже окончательно становится общеевропейским. Канцлер Германии Герхард Шредер, естественно, приехал в Нормандию, заявив, что считает это приглашение "великим жестом примирения бывших военных противников".

    Не раз вчера вспоминали о том, что за два месяца боев за Нормандию погибли около 20 тысяч мирных жителей. Только на полностью разрушенный город Кан, который и стал центром юбилейных торжеств, было сброшено 40 тысяч тонн бомб.

    Во Франции не скрывают, что по этой причине в 1944-м встречали союзников со смешанными чувствами. "Ужасно грустным было начало следующего учебного года, когда директор школы долго перечислял имена погибших под бомбами учеников", - вспоминает жительница деревни Уистрехам Тереза Лебутейе. "Сказать, что французы стояли по обочинам и аплодировали, встречая освободителей, было бы преувеличением", - подтвердил ее слова британский ветеран Чарлз Хартроу.

    Относящаяся без особого энтузиазма к современной внешней политике США местная публика не упустила возможности провести параллели. Американцам припомнили бомбардировки Югославии и боевые действия в Ираке. "С чего они решили, что там их будут встречать тепло, - рассуждала наблюдающая за торжествами в майке "Буш, ты не прав" Мари Алион, - точечные удары у них уж какие-то очень размытые и кровавые".

    Впрочем, организовать в Нормандии антиамериканские демонстрации таким, как Мари, не удалось. И Кан, и остальные близлежащие городки были тщательно "зачищены". Из-за огромного количества военной техники на улицах и боевых вертолетов в воздухе несколько последних дней Нормандия вновь стала похожа на прифронтовую полосу. Безопасность гостей обеспечивали почти 20 тысяч полицейских, жандармов и военных всех родов войск.

    Параллели параллелями, но о том, что союзникам удалось одолеть фашистов, естественно, никто не сожалеет. Да и в современной политике Европе и США, похоже, постепенно удается сгладить противоречия, которые стали особенно заметными после начала войны в Ираке. Накануне торжеств (в прошедшую субботу) в Париже Джордж Буш несколько часов беседовал с Жаком Шираком. Закончились переговоры на достаточно оптимистичной ноте. По словам президента Франции, Америка является "всегдашним союзником Франции". А Буш сообщил, что внесенный американцами и англичанами в ООН новый проект резолюции по Ираку, теперь учитывает требования Франции и России. К примеру, в документе записано, что многонациональные силы покинут Ирак в том случае, если их об этом попросит новое иракское правительство, членов которого, правда, пока выбирают только после согласования с американской администрацией.

    Обсуждение проекта резолюции ООН продолжится уже завтра на американской земле - на острове Си-Айленд в штате Джорджия начнется саммит Большой восьмерки. Там же состоится и двусторонняя встреча Владимира Путина с Джорджем Бушем.

    Перед тем, как улететь из Франции в Мехико, где на сегодня еще запланированы переговоры с мексиканским руководством в рамках однодневного официального визита, в префектуре Кана Путин встретился с президентом Польши Александером Квасьневским, пообедал с Шираком и вручил российский паспорт Андрею Шмеману - единственному представителю эмиграции первой волны, который так и не принял французское гражданство. Он отказался от всех социальных и остальных преимуществ гражданства, поскольку, как он сам вчера заявил, "не мог изменить России". Только теперь Россия ему ответила взаимностью.

    Поделиться