История определила для Евразии великое предназначение. Не все из задуманного Творцом Вселенной за минувшие века удалось осуществить, но в начале ХХI века для движения к прогрессу на континенте набран гигантский импульс. Уверен, что в недалеком будущем человечество увидит новую преображенную Евразию, занимающую предначертанное ей историей достойное место в мировом сообществе. Какие перспективы ХХI века ожидают наш континент в контексте складывающихся тенденций мирового развития, какова роль Центральной Азии в этом процессе - эти вопросы в государствах, принадлежащих к евразийской семье наций, постоянно живут в умах политиков, государственных деятелей, интеллектуалов, всех людей с высокой гражданской ответственностью. Эти заботы, пожалуй, наиболее выпукло проявляются в Кыргызстане, органично синтезировавшем в себе дух Азии и Европы. Они подвигли меня внести на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО предложение провести в Бишкеке конференцию на тему "Евразия в ХХI веке: диалог культур или конфликт цивилизаций?" Делегаты генконференции, представлявшие все страны мирового сообщества, единодушно поддержали это предложение. Участие в конференции крупных ученых и специалистов из России, США, Западной Европы, Центральной Азии, Закавказья внесет в ее работу интеллектуальное звучание.
В концепции конференции при ее глубинном смысле заложен полемический акцент. Он вытекает из тех острых дискуссий, которые развернулись в мировом сообществе преимущественно под воздействием идей известного американского политолога Хантингтона о "столкновении цивилизаций" и его предсказаний о возможном появлении "горячих фронтов" на линиях межцивилизационных "разломов". Острота споров не снижается, тем более что в центре взглядов Хантингтона лежали идеи о зловещей роли ислама и оставленном им в истории кровавом следе. Это обстоятельство в сочетании с заботами участников конференции о борьбе с международным терроризмом предвещает предметное обсуждение наиболее актуальных проблем современности. Мы в Кыргызстане как организаторы форума исходим из того, что Евразия становится "синтезирующим континентом" по многим направлениям. Мировое сообщество, несомненно, будет присматриваться и учитывать опыт евразийства. Политика, культура, экология, технологии и образование в эпоху глобализации и информационной революции - это и есть основа для диалога. И превыше всего стоят проблемы развития демократии. Это императив эпохи. Республика не выполнила бы своей роли на конференции, если бы не смогла продемонстрировать на собственном примере способность следовать высоким принципам, которые провозглашены в ее внутренней и внешней политике. Одним из новых подходов, которые мы внедряем, служат усилия по социальной мобилизации и добросовестному управлению в духе тех мер, которые эффективно проявили себя в сходных условиях в других странах. Разумеется, одного этого недостаточно для выхода на более высокие рубежи экономического развития. Кыргызстан как горная страна, не имеющая выхода к морю, испытывающая ограничения в транспортных коммуникациях, не располагающая достаточными энергетическими ресурсами, вынуждена изыскивать иные, неординарные пути выхода из трудностей. Среди них на первый план выдвигается развитие передовых информационных технологий для использования преимуществ "цифровой революции" в "мирных целях". И конечно же, за все годы президентской деятельности приоритетом для меня оставалось развитие демократии, защита прав человека. Порой наши усилия встречали сопротивление сохранивших свое влияние приверженцев авторитаризма внутри страны и критику извне. Зарубежная реакция, оторванная от внутренних реалий, нередко воспринимается как вмешательство во внутренние дела. И все же ее приходится терпеливо учитывать, особенно когда она исходит от такой авторитетной организации, как ОБСЕ. Вместе с тем немалую тревогу в республике вызывают новые международные политические технологии, реализуемые в благопристойной упаковке типа "бархатных революций". Издавна считаю, что подлинное народовластие должно органично вызревать в недрах самих стран. Подталкивание этого процесса извне, своего рода "экспорт демократии", очень напоминает большевистский "экспорт революции".
Не случайно центральное место на предстоящей конференции займут проблемы внешней политики стран Евразии. Речь пойдет о том, чтобы найти единый код концепции развития континента не просто путем сложения, но и приумножения всех позитивных сил. Исторический процесс, по моему мнению, неумолимо ведет к тому, что Большая Евразия в новом веке предстанет в роли одного из ведущих центров мировой политики. Единство в многообразии, как следует из близкой моим взглядам теории самоорганизации, - это наилучший способ выстраивать устойчивые системы. Что касается Кыргызстана, то мы намерены проинформировать участников конференции о глубоко продуманной и оправдавшей себя на практике национальной внешнеполитической стратегии. Вокруг нее сложилось множество мифов и порой малокомпетентных суждений. Справа республику критикуют за дружбу с Россией, слева - за потакание интересам США. Суть же дела состоит в том, что наша внешняя политика зиждется на национальных интересах самого Кыргызстана. Главный национальный интерес Кыргызстана в современных условиях состоит в выстраивании дружественных союзнических отношений с Россией. Справедливости ради надлежит отметить, что демократическая Россия не претендует на монопольную роль в нашем внешнеполитическом партнерстве. Это открывает для республики стратегический простор на других азимутах. Современные реалии подвели нас к развитию сотрудничества с Соединенными Штатами. В рамках антитеррористической коалиции на нашей территории размещен американский военный контингент. Российская военно-воздушная база в Канте дислоцирована от него в непосредственной близости. И в этом нет противоречия. Кыргызстан исходит из того, что наша земля должна служить местом для сотрудничества, сближения интересов России и США, а не полигоном для их соперничества. И эта линия себя оправдывает. В развитие идеи о роли Кыргызстана в сближении интересов великих держав мной сформулирована получившая международное признание внешнеполитическая доктрина, которая в кратком виде выглядит как концепция "и - и", а не "или - или". Многовекторность внешней политики является крупным активом. Большая дружба не зависит от силовой мощи партнеров. Так бывает в человеческой практике, так происходит и в международных делах.
Возвращаясь к теме конференции, хотел бы подчеркнуть, что в современных условиях линия на развитие диалога культур и цивилизаций является в мире одной из наиболее востребованных. Ознакомившись с различными подходами, я пришел к убеждению, что концепция "столкновения цивилизаций" является в определенной мере политически ангажированной, представляющей в искаженном свете прежде всего роль ислама, а также грешит недостатками с точки зрения строгости научных критериев. Намерен на Бишкекском форуме предложить раз и навсегда изжить термин "конфликт цивилизаций" из мирового политического лексикона. Если проследить этапы исторического процесса и проанализировать их с точки зрения отношений между цивилизациями, то легко увидеть, что наиболее кровопролитные войны и конфликты возникали и происходили на внутрицивилизационной основе. Существует ли общечеловеческая цивилизация? Еще пятнадцать лет назад эта проблема была уделом академических кругов. Для меня как для ученого и политика одним из наиболее актуальных остается вопрос: существует ли на данном этапе исторического развития наряду с локальными универсальная, мировая цивилизация или, по крайней мере, идет ли процесс ее созидания как единого феномена? Ясно одно: мир един, и отдельные элементы в форме дискретных человеческих общностей составляют в своей совокупности мультицивилизационное и мультикультурное многоцветье, делая его более устойчивым в эпоху хаотических начал глобализации.